Не знаю как это назвать. Может трактат?
Зато он поясняет мое замечание упомянутое в интересах про машину времени.
Для тех кто осилит:
- Читая это, не забывайте, что я хуманитарий в кубе.
читать дальшеИзвестно, что один и тот же факт, можно трактовать по-разному, чем человечество и занималось на протяжении всей своей истории. Не сосчитать сколько раз то, что казалось большинству окончательной истиной, со временем превращалось в величайшее заблуждение. Возможно, это условие вечно меняющегося мира – превращать незыблемое в прах. Поэтому я не претендую на собственную правоту, а всего лишь предлагаю еще один вариант заблуждения, который вдруг да окажется частично когда-нибудь если не истиной, то хотя бы обещанием ее. А может быть, я лишь умножу число ошибок. Но главное в нашем мире даже не истина, главное – движение к ней.
Когда мы беремся размышлять о чем-то, то можем полагаться только на собственные умозрительные суждения о том, каков предмет наших размышлений, а не на какое-то абсолютное знание о мире, будто бы изначально заложенное в нас. Именно благодаря этим умозрительным суждениям в Древней Греции были совершены открытия поразительные по силе предвидения (Открытие шарообразности Земли Аристотелем, атомы Демокрита). Мозг человека способен на удивительные прорывы, как в прошлое, так и в будущее. Его способности предугадывать и предчувствовать, строить из ничего теории, совершать удивительные открытия говорят о том, что его жизнь до сих пор полна загадок, которые нам еще предстоит разрешить.
Иногда даже кажется что он не подвластен никаким законам этого мира, при этом полностью принадлежа ему и завися от него. Этим свои качеством он чем-то похож на «время» про которое мы говорим каждый день, которое сопровождает нас с момента нашего появления на свет и про которое тем не менее мы ничего не знаем.
Кто может ответить что такое время? Время как таковое? Не в житейском, а в философском и физическом смысле?
Если забраться в дебри философии, то у Платона, Эпикура, Зенона и других древнегреческих философов можно обнаружить интересные высказывания о природе времени.
Например, Платон считал что «время порождено как образ вечности, но вечность пребывает вечно, время же есть обращение неба…Частицы времени суть ночь, день, месяц и пр., и поэтому вне природы мира нет и времени, но вместе с миром существует и время. Для порождения времени порождены солнце, луна и планеты». Любопытный взгляд на причины существования солнца, луны и планет, не правда ли?
Когда человек осознал себя человеком, он сразу же мог заметить, что все живое вокруг и он, в том числе стареет, изменяется. Он связал это с тем, что было, так сказать на виду, а именно с солнцем и луной, ибо эти объекты привлекают внимание уже своим положением и своей значимостью. Солнце несет тепло и свет, оно поднимается из-за горизонта и уходит спать за горизонт. Перемещаясь по небу, оно двигается и как бы двигает и жизнь человека, в результате чего человек изменяется: из младенца он превращается в ребенка, затем в юношу или девушку, мужчину или женщину, в старика и умирает. Луна, дающая свет ночью, была еще важнее, она как бы наглядно показывала этот процесс жизни. С начала рождаясь, она все более увеличивалась в размерах, росла, как растет, набирая вес и рост человек, а затем уменьшалась, съеживалась, как съеживается, теряя постепенно силы старик и, наконец, исчезала, умирала. Поэтому человек и привязал свою жизнь к этим двум светилам. Один день или ночь стала единицей измерения.
Время как величина значимая, но таинственная издавна зачаровывала человека. Возможно, поэтому человек всегда так много внимания уделял проблемам измерения времени, наблюдению за проявлениями его свойств.
По Зенону – время «есть лишь мера движения мира».
По Эпикуру – «время не самостоятельный предмет, т.к. мы не можем представить его себе зримым образом (иметь в сознании его «предвосхищение», сложившееся из ряда впечатлений), а есть лишь свойства таких предметов, как день и ночь, движение и т.д., отвлекаемые от них умом».
Из всего вышеизложенного делали вывод: время и пространство лишь свойства нашего сознания. Вывод несколько ошибочный, т.к. пространство все-таки существует реально, независимо от нашего восприятия и нашего желания. А вот время вне пространства не существует. Они вместе составляют неделимую материю, которую люди для удобства разбивают на две основные координаты: пространство и время. Вне материи этих координат нет. Если рассматривать мир Платона как единое пространство, то перед нами не что иное, как постулат о взаимосвязи пространства и времени, сформулированный задолго до Эйнштейна, утверждавшего, что всякое событие, происходящее в мире, определяется пространственными координатами Х, У, Z и временной координатой t.
Так что же такое время – фикция или нечто реально существующее, такая же физическая сила, как и сила трения или сила инерции? Существует ли оно независимо от нашего сознания или порождено им в силу того, что без него наше сознание не может нормально функционировать в неупорядоченном мире?
Само существование пространства предполагает существование материи, его заполняющей. Вместе они предполагают существование такой категории, как так называемое «время», в своем простейшем значении предстающей, по сути, свойством человеческого сознания – линейного, т.е., воспринимающего развитие событий в первую очередь в однолинейной направленности. Прямолинейное движение времени позволяет нашему сознанию выстраивать события, происходящие вокруг него в логичной последовательности (что облегчает восприятие действительности). Возникает вопрос: наше сознание линейно и поэтому кажется, что время то же должно быть линейным, или же, потому что линейно время наше сознание, привязанное к нему, приобрело свойства линейности? Любой сбой в восприятии времени ведет к нежелательным для наблюдателя последствиям от дезорганизации его мыслительных процессов до умственного расстройства.
Но истина, пожалуй, заключается в том, что время есть и реальность, и фикция. Его природа, таким образом, двойственна. Относительно существующего материального мира (к которому принадлежит тело человека) – оно есть, относительно же мира иного, к которому принадлежит наше сознание – оно иллюзия. Его нет.
Любое тело, состоящее из элементов материального мира, ограничено во времени и пространстве. Оно может существовать в определенный отрезок времени только в одном определенном месте и наоборот. Воображение (являющееся непременным атрибутом сознания) же не подчиняется законам пространства, а, следовательно, не подчиняется и времени, т.к. существует вне материи, т.е. вне пространства и времени. Силой воображения, присущей нашему сознанию мы легко пронзаем пространство и время, путешествуем по другим местам и другим временам. Но разум наш связан как с воображением, так и с телом. Отсюда двойственность восприятия времени. И для разума время может представляться величиной абстрактной, не существующей самостоятельно, воспринимаемой нередко как нечто парадоксальное, возникающее потому, что на Земле чередуется день и ночь, а не наоборот. Поэтому и бывает так, что когда разум лишается отлаженной системы отсчета того, что мы называем временем, теряет счет часам, суткам и не способен уследить за их сменой, то оказывается в результате как бы вне времени. Вспомните сами, как не раз, когда вы ожидали чего-либо важного для себя, вам казалось, что время идет чрезвычайно медленно. Проходило всего 10-15 минут, а вы были уверены, что ждете не меньше получаса, а то и час. И, наоборот, когда вы торопились куда-нибудь, опаздывая, например, на поезд или самолет, время безумно ускоряло темп. И в том и другом случае вы становились жертвой иллюзии, потому что сам разум не зависит от течения времени. Как не зависит он напрямую и от свойств пространства. Доказательством тому, как раз и служит сила воображения присущая разуму, равно как и сознанию, сила, благодаря которой мы и способны пересекать пространство и время (и оказаться мысленно, например, на Амазонке или в древнем Шумере).
Таким образом, получается, что время не способно влиять на разум. Относительно него время – иллюзия. Но относительно любого физического тела, предмета, вещи время – величина реальная и напрямую связана с внутренним движением, присущим этим материальным объектам. Я рискну даже отождествить время с внутренним движением материи, сведя, таким образом, время к одному из свойств материи (чье существование в свою очередь создает пространство, без материи нет пространства).
Что же представляет собой внутреннее движение? Этот вопрос следует рассмотреть поподробнее.
Как известно, в материальном мире, все составляющие его элементы движутся. Ничто не пребывает в покое. И даже если кажется, что какой-либо объект внешне неподвижен, на самом деле, он, находясь даже в состоянии покоя, тем не менее, пребывает в движении, но это движение невидимое глазу, является внутренним, а не внешним. Наиболее изучено как раз эмпирически наблюдаемое, внешнее движение, движение тел в пространстве. Но вместе с движением в пространстве объект совершает движение и во времени. Это движение мы наблюдаем не напрямую, а опосредованно, т.к. признаки внутреннего движения проявляются в окружающем мире постепенно. Но бывает и наоборот. Например, мы перемещаемся вместе с Землей и Солнечной системой по Галактике – это движение в пространстве мы за время своего существования не замечаем, т.к. скорость перемещения в пространстве отстает от «скорости времени» соответствующей сроку человеческой жизни. Т.е. иными словами скорость внешнего движения объекта оказывается во много раз меньше скорости внутреннего движения субъекта – в результате мы замечаем проявления последнего (старение), но о первом можем лишь догадываться. А бывает и так (и гораздо чаще), что мы способны воочию наблюдать проявления внешнего движения: полет птицы, бег поезда, и практически не видим внутреннего движения – не своего, а какой-либо системы, существующей независимо от нас. Например, мы можем прожить всю жизнь у гор и только предполагать присущее им внутреннее движение, т.к. посредством зрения невозможно определить его наличие. Само существование гор, ограниченное во времени, как и все существующее в материальном мире, нам покажется вечностью, потому как их внутреннее движение во много раз медленнее протекает, чем внутреннее движение, свойственное наблюдателю-человеку и равное человеческой жизни.
Внутреннее движение, как и внешнее, имеет начало и конец. Оно не может длиться вечно и не может возникнуть из ничего, т.к. связано с свойствами материи. Прежде чем ракета отправится в космос, она должна получить «толчок». Без него не будет движения. А для того, чтобы это движение не прекратилось, была использована энергия определенного вида, позволившая довести движение до логического конца, например, до выхода на околоземную орбиту.
Внутреннее движение объекта или субъекта возникает с переходом их из мира небытия в мир бытия. Например, дерево потенциально существует в семени. Упав в землю, семя прорастает и уже реально превращается в дерево. Наблюдая за семенем, мы увидим признаки не только внешнего движения, того, как оно растет в длину, ширину, высоту, но и внутреннего движения – превращение семени в росток, ростка в дерево, дерева в трухлявый от старости ствол. Т.е. сможем наблюдать процесс перехода из мира бытия в мир небытия.
Подобным же образом все в мире материи появляется, развивается, разрушается (гибнет), совершая переход из мира небытия в мир бытия и обратно. Этот переход – есть состояние движения отождествляемого со временем. Движение (равное по сути своей изменению) представляет собой разрушение старого (распад и смешение элементов составляющих определенную систему) и создание нового на основе нового соединения элементов для дальнейшего движения и составляющего смысл существования. Т.е. по сути, движение, а, следовательно, и изменение не что иное, как необходимое условие существования. Без изменений (и неизбежного разрушения) не существовал бы материальный мир. Без смерти нет жизни.
Многие из философов отмечали, что жизнь – это движение. Вернадский указывал, что «материя находится в вечном непрерывном движении, где происходит бесконечное разрушение и создание, и нет покоя».
Один из аспектов этого движения так называемое время. Время есть движение и изменение, и изменение и движение – есть время.
Время - это процесс, но процесс сложный и не единый для всего сущего. Этот процесс следует рассматривать отдельно для каждого объекта-субъекта материального мира. Проще его можно описать на примере маятника, который начинает двигаться (раскачиваться) под воздействием толчка извне, и раскачивается до тех пор, пока не угаснет (т.е. пока не перейдет в другое состояние) энергия толчка. Это простой процесс, который легко повторить. Отличие времени (как внутреннего движения объекта-субъекта) в том, что время сложный процесс, в который включено множество элементов взаимодействующих между собой до тех пор, пока не угаснет энергия связывающая их. Именно сложность процесса приводит к тому, что это множество элементов никогда не повторяет одну и ту же систему или комбинацию систем, а постоянно создает нечто новое.
Ранее уже говорилось о несовпадении внутреннего движения (равного времени существования) у различных проявлений материального мира. Простейший пример жизнь человека и срок существования звезды. Несколько десятилетий у первого и миллионы, миллиарды лет у последней. Причина этой колоссальной разницы в том, что у каждого явления, находящегося в системе пространство-время, есть собственное внутреннее движение, заложенное в нем (как программа) в момент его возникновения в этой системе. Этим и объясняется, почему у различных представителей мира материи различные периоды существования. С прекращением этого движения наступает разрушение (смерть), или точнее, в ходе этого движения, те частицы и элементы, которые составляют определенную сущность, испытывают воздействие последствий движения (т.к. всякое движение в мире материи сопряжено с преодолением препятствий определенного вида и рода, например, воздействие силы трения). И когда энергия, или сила, заложенная в этой сущности, подходит к концу (угасает), частицы расположенные в строгой последовательности в системе (на поддержание которой и уходила энергия), распадаются, как под воздействием препятствующих сил, так и потому, что без этой энергии, питающей внутреннее движение, частицы не способны удерживаться в определенной системе.
В связи со всем вышеуказанным становиться ясно, что времени, как некой абсолютной единицы измерения, как и единой физической силы не существует. Ведь даже в одном виде определенной сущности наблюдается различное внутреннее движение. Два предмета, с виду абсолютно одинаковые и произведенные из одного материала, казалось бы, в один промежуток времени, тем не менее, могут иметь различный период существования, т.е. можно сказать, что они имеют различный потенциал внутреннего движения, и один предмет, поэтому придет к разрушению раньше, а другой позже. Не последнюю роль в их судьбе сыграют условия, в которые будут помещены эти предметы. Зависимость внутреннего движения от окружающих условий только лишний раз доказывает, что проявление внутреннего движения представляет собой одно из свойств пространства, а значит и материи. Человек был вынужден «создать» время, иначе говоря «запустить часы» для того, чтобы иметь возможность описывать процессы происходящие как вокруг него, так и в нем самом.
Еще сложнее обстоят дела с проблемой внутреннего движения человека, т.к. человек помимо уже упомянутых категорий общего движения, варьирующихся относительно условий, в которые он помещен, обладает собственным движением, которое способно оказывать влияние, как на внутреннее движение, так и на внешнее. Это собственное движение можно назвать волей или свободой выбора. Если кошка, например, проживет больше или меньше срока, являющегося усредненным показателем продолжительности жизни этого вида, то это будет результатом окружающих ее условий, более или менее благоприятных, тогда как на человека помимо этого будет влиять еще и его собственная установка. Человек способен сам установить срок своего существования и вполне осознанно прекратить его или удлинить в пределах своих возможностей, т.е. на тот срок, который способна функционировать его система. Ведь часто человек не исчерпывает все свои потенциальные возможности, либо сам, разрушая систему, либо попадая в условия, негативно воздействующие на нее, условия, которые он выбирает сам. Так получается, что человек как вид не использует до конца потенциал внутреннего движения и погибает не по причине истощения собственной энергии, а из-за насильственного разрушения взаимосвязей между определенными элементами. Обладая свободой выбора, человек попадает в привилегированное положение, по сравнению с другими существами и явлениями материального мира, т.к. благодаря способности оказывать влияние на внутреннее движение, как собственное, так и других людей, а также на внутреннее движение известных ему явлений мира материи, он тем самым выказывает способность управлять временем. Во всяком случае, человек способен останавливать его – путем разрушения своей или иной системы - и может способствовать созданию новых систем. Получается, что управлять временем мы умели всегда, и не только собственным, порождая новые жизни, или разрушая (убивая) уже существовавшие до нас и помимо нашей воли и нашего желания, но и воздействуя точно также и на другие простые формы внутреннего движения, присущие низшим проявлениям бытия: животный мир, мир растений и минералов, мир элементарных частиц.
В связи с вопросом управления времени нельзя не затронуть проблему путешествия во времени. Свободно передвигаться по времени вперед и назад сокровенная мечта многих людей. На эту тему было написано множество научно-фантастических произведений, и было выдвинуто немало остроумных, а порою и парадоксальных идей о том, как можно путешествовать во времени и к каким последствиям это может привести. Но, несмотря на то, что время есть свойство пространства, или вследствие этого, путешествовать по времени, так свободно, как это проделывают герои многочисленных книг, в физическом плане невозможно. Мы можем легко передвигаться по пространству – из одной точки в другую и не можем делать этого во времени, в силу того, что оно, как уже было объяснено, является ничем иным, как внутренним движением материальных объектов. Не единой системой, а совокупностью различных систем, неоднородных, непостоянных, не всегда входящих в соприкосновение друг с другом. С точки зрения событий по отношению к наблюдателю время делят на прошлое, настоящее, будущее. То, что в прошлом уже не существует, то, что в будущем еще не существует. Остается то, настоящее, в котором либо существуют определенные системы, либо они же разрушаются, либо возникают. После того как система разрушилась, она перестает существовать в мире материи, элементы же ее образующие остаются, а сама система уходит в мир небытия. Поэтому, чтобы совершить путешествие в прошлое, необходимо восстановить разрушенную к тому моменту времени систему и не одну ее, а ту единственную совокупность систем, существовавшую в пространстве, что равносильно новому творению мира. Поэтому путешествия в прошлое физически невозможны.
Само пространство относительно составляющих его систем постоянно, но постоянно пока эти системы существуют, потому что понятие «пространство» определяется тем, что оно должно что-то содержать, какие-либо предметы, вещества, элементы. Расположенные в определенном порядке они и образуют пространство. Находясь в пространстве, они занимают определенные координаты (высота, ширина, длина), причем не постоянно, а какой-то срок. Они могут поменять пространственные координаты (изменить точку положения в пространстве), но срок пребывания в нем останется тем же, но не относительно определенных координат пространства, а относительно пребывания в пределах самого пространства. По окончании этого срока, соотносимого с внутренним движением всякой вещи или со временем ее существования, они исчезают (разрушаются) и на их месте могут возникать другие вещества, предметы, явления. Каждый из них совершает внутреннее движение самостоятельно, согласно изначально заложенному в запасу энергии, идущей на поддержание связей данной системы, согласно силе данного при переходе в мир бытия толчка, т.е. во времени они существуют сначала сами по себе и в систему их увязывает именно пространство, вне которого времени нет и быть не может. Таким образом, можно говорить об элементах мира материи существующих независимо друг от друга относительно собственного внутреннего движения (в идеале, а не на практике, т.к. без взаимовлияния не обойтись), и, тем не менее, вступающих в тесную взаимосвязь, когда речь заходит о воздействии на внутреннее движение.
Существует иерархическая лестница на вершине, которой находится человек, способный оказывать наибольшее воздействие как на внутреннее движение живой, так и мертвой природы. Хотя на самом деле в мире ничего мертвого как такового нет, если согласиться с тем, что все обладающее способностью к движению – существует, а, следовательно, и живет, т.к. оно обязательно возникает (рождается), движется и тем самым существует, пока происходит движение, и разрушается, когда энергия движения исчерпывается. Поэтому живы не только мы сами, но живо и созданное нами, т.к. оно обладает способностью возникать и разрушаться. И по отношению к созданному нами мы, бесспорно, являемся творцами, создателями. В связи с этим возникает вопрос, являемся ли мы творением по отношению к тому, кто создал нас? Хотя человек и находится на вершине иерархической эволюционной лестницы, он вполне может являться чьим-то творением. Ведь если мы сами умеем создавать, то почему не могли создать нас и ту среду, где мы ныне обитаем?
Но вернемся к проблеме путешествий во времени. Путешествие в будущее не менее привлекательно, чем путешествие в прошлое, но в физическом плане также невозможно, т.к. для этого пришлось бы создавать комплекс систем еще не существующих, не родившихся, не возникших. Как не велик человек в проявлении своих способностей, он все же является всего лишь элементом, частью окружающего пространства, как и многие другие элементы, составляющие мир материи. А, будучи лишь частью, он не способен воздействовать на все пространство в целом, его возможности простираются только на определенные элементы окружающей действительности. Для того же, чтобы создать все необходимые элементы мира бытия необходимо находиться вне его, не быть частью целого, а быть самодостаточной сущностью, независимой от проявлений свойств пространства. Находясь же в пространстве, можно воздействовать только на определенные его части, но не на все пространство в целом. Поэтому и невозможно воздействовать на все движение всех элементов пространства, что свести к одному показателю движение всех элементов невозможно. Физический объект, расположенный в пространстве, вписанный в него всеми своими свойствами, является порождением тех условий, которые существуют в данном мире и которые одновременно характеризуют его. Этот объект не может нарушить законы ему присущие. Путешествие во времени в том виде, каким его представляют в романах невозможно.
Существуют кое-какие особенности, вытекающие из свойств внутреннего движения и его соотношения между внутренним движением одних систем и внутренним движением других систем. Можно отметить следующие отличия:
1. Внутреннее движение объекта ускоренное по сравнению с внутренним движение других объектов, всей системы (ВД-1);
2. Внутреннее движение объекта замедленное по сравнению с внутренним движением других объектов, всей системы (ВД-2);
3. Внутренне движение объекта находится в относительном равновесии при сравнении с внутренним движением другого объекта, всей системы (ВД-3).
Причины ВД-1 и ВД-2 может крыться в причинах (условиях) возникновения объекта, в своеобразии устройства системы его элементов.
Примеры этого уже приводились. Так, относительно ВД горы у человека ВД ускоренного типа, а ВД у горы относительно ВД человека – замедленного. Объясняется это различием причин, по которым они существуют, и своеобразием устройства их систем. Говорилось уже и о том, что отличия в ВД может наблюдаться и у явлений вроде бы одного порядка, одного вида и одного рода. Так, например, клен, растущий в палисаднике прямо под окном, может засохнуть, его могут срубить, тогда как с кленом, растущим по соседству, ничего подобного не произойдет. На лицо разница в периоде существования деревьев принадлежащих к одному виду. По отношению одного клена к другому в его внутреннем движении будет наблюдаться либо замедление, либо ускорение. Но в целом разница эта будет не столь велика, чтобы из этого можно было сделать вывод, что причина наблюдаемого замедления-ускорения кроется в различном устройстве их систем. По отношению к другим системам эти клены внутренне не изменились. Разница между временем существования клена как объекта в пространстве по отношению, например, к звезде, осталось прежним. Поэтому и можно говорить о равновесии внутреннего движения одного объекта по отношению к внутреннему движению другого объекта внутри определенного вида, рода и т.п., а в некоторых случаях, всей системы.
Так же в границах мира материи можно говорить о связи внешнего движения какого-либо объекта с его внутренним движением. Нередко бывает так, что когда внешняя скорость объекта достигает критической точки, происходит резкое изменение и во внутреннем движении объекта, и он разрушается. Изменение вызывается либо тем, что энергия необходимая для его внутреннего движения неожиданно расходуется, и, вследствие непредусмотренных затрат, связи между элементами распадаются, либо количество энергии внезапно превышает пороговое значение, что приводит к «взрыву», разрушающему систему элементов объекта. Подобное происходит из-за способности внутреннего движения объекта воспринимать энергию внешнего движения другого объекта. Как свойства неделимого пространства они не могут не оказывать друг на друга воздействия. Пример: снаряд попал в дом, который в результате этого попадания разрушился, т.к. произошел скачок в его внутреннем движении – оно резко и внезапно увеличившись, привело в негодность связи между элементами собственной системы.
Другой пример иллюстрирует противоположное явление, когда внешнее движение приводит к уменьшению энергии внутреннего движения: после движения, особенно тяжких усилий, человек чувствует боль и усталость, а то и неспособность продолжать физические упражнения. Если он вопреки здравому смыслу будет все-таки продолжать непосильную для себя работу, то его организм не выдержит – разрушится.
Таким образом, движение можно сравнить со временем и даже отождествить с ним.
Любой предмет, оставаясь в одной точке пространства, тем не менее, разрушается. Он неподвижен и в то же время находится в движении относительно времени. Но нельзя для сравнения приводить пример лодки, плывущей по течению реки, т.к. ландшафт вдоль реки меняется. На деле изменяется не пространство, а время (т.е. внутреннее движение предмета), благодаря чему меняется сам предмет и окружающий ландшафт, состоящий из других объектов, непохожих на него. Кроме того, любая река постепенно достигает устья. Она же имеет исток. Время, как таковое, постоянно и бесконечно до тех пор, пока существует пространство. Вообще, понятия «конечный» и «бесконечный» можно использовать только по отношению к чему-то имеющему определенные размеры, по отношению к пространству. Время не имеет определенных характеристик. Если пространство и предмет в нем заключенный мы можем хотя бы приблизительно описать, используя понятия формы, размера, объема и т.п., то, как описать параметры времени и того предмета, который находится во времени? Час, минута, секунда – все не то.
Мы признаем, что существует время человеческой жизни, положенной в основу многих происходящих в мире процессов (например, люди часто сравнивают между собой усредненное время человеческой жизни и время существования биологических видов, геологических и космологических процессов). Существует и особое время жизни гор, рек, растений, звезд, вселенной. Так называемые космические часы не совпадают с биологическими часами.
Но когда говорят, что у каждой вещи – свое время, то в этой формулировке допускают небольшую неточность. У нас есть понятие «скорости», однако скорость различна у каждого объекта-субъекта (о-с). Если человек бежит с одной скоростью, ему присущей (больше которой он развить не может в силу физических особенностей), то автомобиль имеет собственную скорость. Если произвольно наращивать скорость, не заботясь о том, чтобы она не противоречила физическим особенностям о-с, то тогда происходит разрушение физической системы – человек умирает от истощения организма, автомобиль разрушается вследствие преждевременного износа составляющих его материалов. Именно таково и отношение времени к любой вещи, т.е. время связано и с физическими особенностями о-с и с условиями, в которые эти о-с были помещены. При чем зависимость эта особо наглядно проявляется по отношению к тому, к какому виду – органики или неорганике – принадлежит о-с. Время существования органики меньше, чем неорганики. Но конечность наблюдается и в том, и в другом случае. А т.к. все о-с находятся в пространстве, то снова мы приходим к мысли о взаимосвязи времени и пространства. Но мнение о том, что скорость движения о-с способна оказывать воздействие на время, вызывая его замедление или растяжение ошибочно, это иллюзия. Скорость движения о-с никак не влияет на время, т.к. скорость всего лишь одно из свойств пространства, но не само пространство. Только пространство (совокупность ее свойств) может оказывать воздействие на время. Т.е. не скорость, не масса, не плотность и т.д. по отдельности воздействовать могут на время как внутреннее движение о-с, а все они вместе. Поэтому если уж браться учитывать скорость о-с, то, чтобы быть последовательным, надо учитывать и остальные параметры, иначе не избежать ошибки в построении теорий.
Само бытие – есть движение. Оно приводит к изменению, к разрушению связей между элементами и смешению их для создания нового и дальнейшего движения (продолжения бытия). Получается, что движение (изменение) непременное условие существования. Без изменения (движения) ничего не существует в материальном мире. Марк Аврелий утверждал, что жизнь ни что иное, как восприятие изменений мира. Но мы меняемся не потому, что к нам проистекают новые атомы и истекают принятые раньше (как то пологал Д.Бруно), а потому что движемся, как движутся элементы нас составляющие. В ходе движения они достигают предела своего движения, и связи между ними разрушается. После чего образуется новая система элементов, которая и продолжает вечное движение.
Мы постоянно движемся, ни на миг, не оставаясь в одной «временной точке». Существует своего рода парадокс: что мы даже находясь в неподвижности (в покое), т.е. не перемещаясь при помощи механических средств передвижения, тем не менее, постоянно движемся. Исходя из этого положения мы самые настоящие путешественники во времени, но только в одну сторону. А, двигаясь куда-либо, проходя череду изменений в пространстве, остаемся относительно этого пространства в неподвижности, т.к. существуем только в этом пространстве и не можем его покинуть. Это среда нашего обитания, условие нашего существования. Шекспир гениально заметил, что «жизни постепенный ход», есть ни что иное, как соединение будущего с прошлым. Того чего нет, с тем чего еще нет.
У Эмерсона есть строки о том, что природа более изменчива, чем дух. И, действительно, то, что было секунду назад новым, уже есть старое, а то, что будет через секунду – новое. Поэтому нет ни старого, ни нового, раз происходит постоянное, ежесекундное изменение существующего на новое или превращение его же в старое. А раз эти понятия относительные, то всегда следует уточнять по отношению к какому времени (в хронологическом смысле, в историческом понимании) их используют. Когда речь идет о новом, когда о старом, как в прошлом, так и в настоящем. Людям нередко кажется, что произошедшее за последнею минуту и есть новое, а потому лучшее. Но то, что мы называем старым, когда-то было также новым по отношению к предшествующему промежутку времени.
Следует также учитывать, что никогда новое не бывает, безусловно, хорошим и правильным, а старое плохим и неправильным. Иногда оказывается, что старое намного лучше. Тогда и происходит идеализация прошлого. Причина, из-за которой человек часто держится наперекор всему за старое, жалеет о нем (включая сожаление о том, что родился будто бы слишком поздно), заключается в том, что прошлое невозвратимо. Человек это понимает, но в силу присущего ему чувства жалости склонен жалеть как раз то, что погибло, чего не вернуть. Часто мы жалеем погибшее и не замечаем народившееся, новое, которое воспринимается нами как должное. Ведь будущее и есть – новое, то, что обязательно появится, народится, поэтому абсурдно о нем сожалеть, а вот прошлого не вернуть. Чувство жалости человеку необходимо. Жалость к старым, немощным людям, сожаления о смерти делают человека человеком, это нравственные понятия. Просто нам присуще такое качество как «очеловечивание» явлений и процессов, происходящих вокруг нас. Мы не способны иначе познавать мир, как не через себя. И часто переносим, поэтому чувство жалости на другие понятия в ней не нуждающиеся. Но и это благо, т.к. не забывать прошлое, ценить его, необходимо нам, чтобы ощущать себя человеком (у животных нет истории) и, конечно, чтобы не повторять ошибки, не открывать по сто раз одно и то же, когда-то уже открытое иными поколениями, жившими до нас. Поэтому без знания прошлого нет развития, нет будущего, нет человека. Прошлое копит идеи, открытия, облегчая этим неустанное продвижение вперед человечества и его детища – цивилизации.
П. Вяземский писал: «Всякое настоящее было когда-то будущим, и это будущее обратится в прошедшее». В прошлом существуют элементы настоящего (нового), но в непроявленном виде. Когда это прошлое трансформировалось в настоящее (которое было когда-то будущим, как прошлое было настоящим), развилось в него, вместе с ним развились эти непроявленные элементы до того состояния, что их можно стало наблюдать. Точно так же в настоящем есть элементы будущего, пока явно не наблюдаемые, в зачаточном состоянии, которые разовьются в ходе трансформации настоящего. Таким образом, не в прошлом таились и подготовлялись элементы прошлого, а существовали в нем потенциально, получив развитие, как только это прошлое развилось в настоящее. Так тысячи лет назад в потенциале существовали компьютеры и телевидение, но люди того не ведали до настоящего времени. Существует так же потенциально прошлое прошлого, так же как и будущее будущего и, следуя по указанному пути, можно удалиться или углубиться в прошлое и будущее n-степени. Несмотря на все эти кажущиеся сложности, речь идет об одном явлении, элементы которого следует рассматривать в целом (т.к. по отдельности они не существуют) и во взаимосвязи друг с другом, что мы собственно и делаем, когда выстраиваем хронологическую цепочку из известных фактов. Так, по отношению к Никейскому Собору 325 г. н.э., основание Рима – прошлое, а раздел Римской империи в 395 г. н.э. – будущее. Если разобраться, время не состоит из трех сосудов, в которые невидимые силы постоянно переливают прибывающее прошлое и настоящее и убавляют будущее. Время цельно, как только могут быть цельными сообщающиеся сосуды или вернее их содержимое. И разделение времени на прошлое, настоящее, будущее происходит в зависимости от того, по отношению к какому известному факту, мы рассматриваем то или иное событие по сути своей вневременное.
Не следует, поэтому сводить изменение (движение) к превращению прошлого в будущее. Как таковые, эти «элементы» времени: прошлое, настоящее, будущее есть все во времени, и их как бы и нет. У времени нет цели. Она есть у человека очеловечившего время. А само время – это одно из свойств пространства и, следовательно, материи (но не ее форма). Т.к. у времени нет цели, то и нельзя говорить о том, что оно стремится в будущее, к новому. Время ни к чему не стремится, оно вызывает изменения внутри материального мира. Эти изменения как старят, так и обновляют мир. Поэтому нельзя убеждать ни в преимуществе старого, ни в преимуществе нового. Между собой эти части равноценны. Но эти вопросы уже выходят за рамки рассматриваемой проблемы, и касается человеческого восприятия времени, в том числе в нравственных категориях (В связи с этим можно говорить о многих явлениях и процессах, например об историческом сознании, о субъективности восприятия времени и его парадоксах, неизбежно существующих во всем том же человеческом сознании).
Вывод один: есть процессы, которые мы для удобства, чтобы сравнивать их между собой, и иметь возможность изучать, синхронизировали, взяв за основу некую систему, названную нами «эталоном времени», выстроив соответствующую ей ось координат. Есть физические процессы, происходящие в материи, но нет реальной физической силы, которая одинаково воздействовала бы на все существующее, как, например, воздействует сила тяготения. Поэтому время нельзя замедлить или убыстрить, воздействуя на него силой тяготения или иными силами. Всегда замедляться будет не время, а взаимодействующее движение элементарных частиц, этих кирпичиков вселенной. Время – это сводное понятие и отражение многих процессов, происходящих в пространстве. Это субъективное понятие в том смысле, какой мы привыкли в него вкладывать (И чтобы не говорили ученые, но без человека не существовало бы понятия «время» в любом его смысле, т.к. без человека нет познания.), и силового воздействия оно на реальность не оказывает, т.к. представляет собой не самодостаточный отдельный процесс, а совокупность многих явлений и больше связано с силами движения, развития и изменения. Любой самостоятельный процесс мы можем повторить (например, снова вскипятить воду или раскачать маятник). Со временем ничего подобного проделать нельзя, потому что оно как физическая сила не существует. Но существует целостная система, состоящая из взаимодействующих элементов, и именно их взаимодействие обеспечивает наблюдаемую нами картину мира.
О времени и не только
Не знаю как это назвать. Может трактат?
Зато он поясняет мое замечание упомянутое в интересах про машину времени.
Для тех кто осилит:
- Читая это, не забывайте, что я хуманитарий в кубе.
читать дальше
Зато он поясняет мое замечание упомянутое в интересах про машину времени.
Для тех кто осилит:
- Читая это, не забывайте, что я хуманитарий в кубе.
читать дальше