Ты заходи, если что. (с)
Для челленджа была написана статья, но выкладка не состоялась.
Название: "История Предателя: меча, равного которому не существовало на Земле"
Автор: plain flier
Размер: 2028 слов
Персонажи: Гофанон, Корум, меч Корума
Категория: джен
Жанр: фандомная аналитика от 2001 слов
Рейтинг: G
читать дальшеПредатель – меч Корума из трилогии Майкла Муркока «Серебряная рука». Последней трилогии про Принца в Алой Мантии. Меч не столь известный как Буреносец Эльрика из Мелнибонэ, но столь же проклятый и полностью исполнивший свое предназначение. Самое главное – в его истории нет лакун. Нам изначально известно кем и как был создан этот меч, «равного которому не существовало на Земле», как то утверждает сам Корум. Тайна меча заключается не в его происхождении, а в его предназначении, которое раскрывается к финалу романа «Меч и конь», когда он заслуженно получает и неоднократно оправдывает «говорящее» о многом имя.
Магические мечи не изобретение авторов сказочно-фантастических произведений. Во всех культурах древности оружие наделялось чудесными свойствами. Из мифов, легенд, сказок народов мира известны мечи-саморубы, мечи говорящие, усыпляющие, летающие и переносящие по воздуху своих владельцев, невидимые сами или делающие невидимыми других. В ирландских легендах приводятся имена чудесных мечей.
Так, Клив-Солаш («Меч Солнца») принадлежал легендарному королю Ирландии Нуаду Серебряная Рука, представителю племен Богини Дану. Он был известен тем, что разил без промаха и отождествлялся с более поздним Экскалибуром («Каледвулх», или «Каледболг») короля Артура. «Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и удар его невозможно было отразить».
Круайдин Крепкоголовый — меч Кухулина мог говорить и петь.
Лейте — меч Фергуса, светился радугой, когда его заносили для удара.
Фрегарах («Отвечающий») — меч ирландского владыки моря Мананнана, обладал сразу несколькими свойствами: мог разрубить любой доспех, делал его носителя неуязвимым и ужасал всех, кто созерцал его.
Волшебным оружием пользовались и фоморы – враги Племен богини Дану. Например, их королю Тетре принадлежал меч Орна. Стоило его обнажить и обтереть, как он начинал рассказывать обо всех совершенных с ним подвигах, «ибо, по обычаям тех времен, обнаженные мечи говорили о славных деяниях. Оттого воистину по праву протирают их, вынув из ножен». Его нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред и оставил себе. Имя этого меча происходит от глагола ornaid «уничтожает», «разрушает».
В скандинавских сагах упоминался меч Фрейра, который сражался сам по себе.
В древности существовала вера в то, что любое оружие, а не только мечи, наделено сверхъестественными свойствами. В первую очередь это, несомненно, было связано с воззрениями о том, что любой предмет обладает собственной волей, самосознанием, которые представлялись в виде таинственной энергии. Подчинение этой энергии давало власть над предметом. Данные представления были распространены во всех архаических охотничье-собирательских культурах и известны под общим названием фетишизм. Фетиш – это как раз предмет, вмещающий в себя злой или добрый дух, источник мистической силы. Им могло быть что угодно: любая рукотворная вещь, известного или непонятного предназначения. Оружие, отнимающее жизнь у живых существ, чаще всего наделялось магическими свойствами. И основным условием для превращения предмета в фетиш было наделение его именем.
Вот почему каждое оружие в древности носило свое имя и отождествлялось с живым существом со своей уникальной судьбой; в случае мечей, имя гравировалось на самом клинке. С оружием тесно связана личность его владельца: когда человек умирал, охотиться с его оружием могли только ближайшие родственники. По той же причине в скандинавском и германских эпосах, в ирландских сагах и валлийских преданиях меч никогда просто так не оказывался у руках героя, он всегда имел предысторию, свое имя, свой характер, и главное — нес в себе судьбу героя, его предназначение — обязывая следовать по определенному пути, не нарушая определенных запретов, и выполняя определенные условия. Часто меч сам выбирал хозяина, которому после мог долго и верно служить, но которого мог внезапно предать, вывернувшись из руки во время боя, если решал, что человек его недостоин. В христианскую эпоху дух, заключенный в оружии связывался уже с бесовскими, демоническими силами.
Меч был мерилом честности и правдивости воинов и гарантом исполнения их обязательств. На мечах клялись воины. Считалось, что клятва, принесенная на мече, самая нерушимая, потому что за её исполнением проследит дух, заключенный в оружии. В ирландской саге «Болезнь Кухулина» так и говорится: «у каждого воина сбоку висел меч, и, если воин лгал, острие его меча обращалось против него». Так меч становился порукою правдивости воина. У древних скандинавов меч был атрибутом Тюра, бога войны и воинской чести, хранителя воинских правил, покровителя поединков.
Любопытно, что в «Серебряной руке» Майкла Муркока этот гарант честности и правдивости трансформировался в символ предательства. Как же это произошло?
В основе всего цикла о Коруме лежит кельтская мифология, а само повествование (особенно заключительная трилогия) сильно напоминает тексты древнеирландских сказаний, сохранившихся в многочисленных книгах, с их стихотворными вставками и нередко запутанными сюжетами, насыщенными метафорами и аллегориями.
Из текста романа известно, что меч, позже получивший имя «Предатель», был выкован двумя кузнецами: сидом Гофаноном и мабденом Хисаком. Кузнец Гофанон изготовивший меч, никто иной как Гоибниу, на это указывает упоминание, что он сид. В кельтской мифологии сидами стали называться Племена богини Дану после того, как проиграв в войне с людьми, были вынуждены уйти жить в знаменитые полые холмы.
Гоибниу, в кельтской (валлийской и ирландской) мифологии бог-кузнец. Он прославился тем, что всего тремя ударами молота мог выковать прекрасный меч. Именно Гоибниу изготовил богам оружие, с помощью которого они одержали решительную победу над демонами-фоморами во второй битве при Мойтуре, а также волшебный напиток, который поддерживал их силы в сражении. Вместе с братьями, богом-плотником Лухтой и бронзовых дел мастером Кредне, он составлял триаду кельтских богов ремесла. Образ Гоибниу соответствует богам, мастерам кузнечных дел Гефесту и Вулкану в греческой и римской мифологиях.
По славам Гофанона, меч должен был стать символом древнего союза сидов и мабденов.
Меч ковался неделю. Изготовление любого оружия кузнецом в архаических обществах больше походило на некий ритуал сродни таинству, до которого допускались лишь избранные — чистые душой и телом. В ритуал входило изготовление меча, его погребение у подножия холма, и откапывание ночью для проведения последних двух частей: исполнения песни и наложения специального клейма.
Песнь меча Гофанон исполнил в полночь. Перед тем как начать петь он отметил мечом восемь сторон. Это удвоенный крест. Рукоять меча – простой крест. Когда сид поднял оружие к луне «на мгновение показалось, что тот ожил, затем на фоне большого круглого диска луны он стал массивным черным крестом».
Черный крест, как и удвоенный, не имеет никакого отношения к христианству. Символ креста проходит через всю историю человечества, обретая во многих мифологических и религиозных системах высокое сакральное значение. В кресте наглядно воплощена идея центра и ведущих от него (или к нему) четырех основных направлений, обусловленных дихотомической структурой сознания (справа – слева, спереди – сзади, внизу – наверху) и космоса (юг – север, запад – восток). Число «четыре» издревле символизировало вселенную. Крест в сознании первобытного человека моделировал пространство. Крест – это, по сути, перекресток. Дверь, точка перехода из одной данности в другую. Порог меж двух миров.
Так что меч принявший облик креста на фоне луны выступает в данном случае символом слияния времени и пространства, жизни и смерти, символом судьбы, ожидающей вскоре Корума.
Считалось, что каждый меч должен был услышать свою песню, это делало его неповторимым. Песнь Гофанона не что иное, как общение с миром духов или же с тем или иным богом. Духов просили укрепить оружие своей магической силой или сущностью, передать часть своего божественного могущества клинку, чтобы тот разил врагов своего хозяина безупречно.
Но название мечу должен был дать только Корум, как его владелец. Причем единственное подходящее ему имя. «И когда оно прозвучит, меч обретет свое последнее предназначение», известное только ему. Гофанон намекает, что его подарок сможет видеть сквозь пространство и время. В этом кроется опасность его дара, потому что предвидение меча несет в себе фатум. То, что непременно сбудется, то, чего не миновать, каким бы ужасным оно ни было.
Подразумевалось, что Хисак при изготовлении меча наделил его благословенной силой солнца. От сидов же мечу должна была достаться сила луны. В этом и заключается проклятие меча. Дело в том, что у кельтов практиковался культ луны, как у многих существовавших до них архаических обществ. Кельтский календарь исчислял время по ночам и был основан на наблюдениях за луной. С древних времен фазы Луны управляли всеми сторонами жизни, считалось, что они ведают всеми волшебными обрядами, направленными на создание и концентрацию магических возможностей, вызывание духов, изготовление снадобий и зелий для наложения колдовских чар. Новолунию приписывались магические средства (способность исцелять болезни), к нему приурочивались культовые действия и моления. Полнолуние, напротив, считалось временем активизации темных сил. В архаических культурах периодичность исчезновения и появления луны на небесах стала основой сопоставления ее существования с человеческим и послужила причиной для повсеместной ассоциации этого светила с царством мертвых, куда отправлялись души после смерти, и силами возрождения. Луна представала как земля мертвых или мир душ, ожидающих перерождения; идея странствия на луну после смерти сохранилась в более развитых культурах (в Греции, Индии и Иране). Дни мрака, когда луна исчезала с небес, отождествлялась со смертью человека, необходимой для его возрождения. Вместе с тем, поскольку луна полагалась управляющей процессами смерти и возрождения, она оказывалась связанной и с судьбой.
Отсюда волшебная сила луны, которая могла выступать и как нечто благое. Однако у Муркока она воплощает силы отнюдь не благодетельные, а исключительно опасные, зловещие, смертоносные, связанные лишь с аспектами смерти и разрушения, чем и объясняется сила меча, выкованного Гофаноном. В нем нашла отражение лишь темная сторона луны.
Показательно, что у древних греков к богине Гекате, чем атрибутом была луна, взывали, желая погубить врагов. Луна, воплощение смерти, несла гибель. Не удивительно, что меч, пропитавшийся её силой, просто обязан был стать идеальным убийцей. Это совпадает с тем, что мы узнаем о мече из романа. Металлическая полоса, из которой был выкован Предатель, «рдела красным – цветом свежей крови». Когда Гофанон помахал полосой металла в воздухе, та загудела, подтверждая волшебные свойства меча. Гофанон обещает, что его меч станет хорошим другом Коруму и наделит его силой, но лишь после того, как получит имя.
Изготовлен был меч наполовину из стали, наполовину из металла сидов, а точнее из остатков древнего меча сидов. Это был один из ста мечей, которые Гофанон выковал когда-то для сидов перед девятью битвами. Предполагалось, что меч унаследует лучшие свойства металлов мабденов и сидов, а также возможно приобретет и дополнительные качества. К сожалению, они оказались недобрыми. В романе неоднократно подчеркивается, что меч притягивал к себе лунный свет и сиял им. Серебряное сияние меча превалировало над огненным неспроста. Это было символом того, что лунное начало клинка одержало вверх над солнечным. Остатки древнего клинка сидов явно таили в себе зерна зловещей судьбы. Не случайно в дальнейшем в романе меч именуется не иначе, как лунный клинок. Намек на то, что он станет источником лишь смертей и разрушений.
Корум вначале с благодарностью принимает дар Гофанона, но потом во время проведения ритуала, начинает воспринимать безымянный меч как врага, а не как друга. Гофанон же исполняя песню, предчувствует, что меч станет для него погибелью:
«Вижу – черные ветры стенают над Лимбом.
Мутные реки жду мою душу».
Песня меча в его исполнении превращается в погребальную песню.
В ходе песнопения Корум получает возможность увидеть истинный облик меча. Тот словно висел сам по себе в воздухе, «светясь то белым лунным сиянием, то красным огнем солнца». Когда Корум попытался ухватить его серебряной рукой, меч уклонился в сторону. Он позволил взять себя лишь, когда Корум протянул к нему правую, здоровую руку.
«На свет этот меч появился
Не только для битв кровавых –
Не только плоть он ранит.
Несет он больше чем смерть!»
К концу ритуала луна превратилась в огромный серебряный диск, заполонивший собой все небо. И в нем Корум увидел своё будущее.
Впоследствии Корум опасался постоянно носить этот меч с собой. Он говорил, что меч был создан для битв и только в битву и стоит его брать.
Когда же Корум попытался использовать меч против своего магически созданного двойника, меч проявил характер: он уклонился и предпочел войти в тело своего создателя – кузнеца Гофанона. К счастью меч не убил сида. Тому удалось вырвать меч из раны и бросить его вслед колдуну Калатину. И на этот раз лунный меч без промаха вошел в плоть Калатина. Из этого можно сделать вывод, что меч притягивало волшебство, магия. Он предпочитал убивать тех, кто связан был в той или иной мере с магией. Предатель – был убийцей носителей магической силы. Корум ей тоже обладал. Недаром Дагда после его смерти произнесет: «Теперь этот мир свободен от колдовства и полубогов». Поэтому Карах, магически созданный двойник Корума, не смог прикоснуться к лунному мечу. Тот словно обжег его.
Именно после убийства Калатина Корум и дал имя мечу – Предатель, «ибо первая кровь, которая обагрила меч, была кровью его создателя, а вторая кровь, пролитая им, брызнула из жил того, кто считал себя властителем этого человека». Получив имя, меч обрел истинную мощь и начал пульсировать как живое существо.
Гофанон одобрил имя как подходящее, но предупредил Корума, что назвав так меч, он обрел в его лице не светлую, а темную силу. Корум решил, что это было неизбежно. Он не знал, какую роль суждено сыграть мечу в его судьбе.
Литература:
Андерсен Р.Б. Мифология народов Северной Европы
Битва при Маг Туиред: Текст // www.fbit.ru/free/myth/texty/raznoe/mtuir_h.htm
Болезнь Кухулина: Текст // www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/kuxill.htm
Кабо В. Круг и крест: Размышления этнолога о первобытной духовности
Культ меча у древних германцев — функция оружия в сагах // mreen.org/Heldar/kult-mecha-u-drevnih-germancev...
Маккалох Д. Религия древних кельтов
Меч Кухулина: Текст // kvestnik.narod.ru/projects/avalon/bagaj/10.htm
Мифы народов мира: энциклопедия. Т.1-2
Муркок М. Меч и конь: роман
Символы и знаки //sigils.ru/symbols/luna.html
Токарев С.А. Ранние формы религии
Широкова Н. Мифы кельтских народов
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения
Название: "История Предателя: меча, равного которому не существовало на Земле"
Автор: plain flier
Размер: 2028 слов
Персонажи: Гофанон, Корум, меч Корума
Категория: джен
Жанр: фандомная аналитика от 2001 слов
Рейтинг: G
читать дальшеПредатель – меч Корума из трилогии Майкла Муркока «Серебряная рука». Последней трилогии про Принца в Алой Мантии. Меч не столь известный как Буреносец Эльрика из Мелнибонэ, но столь же проклятый и полностью исполнивший свое предназначение. Самое главное – в его истории нет лакун. Нам изначально известно кем и как был создан этот меч, «равного которому не существовало на Земле», как то утверждает сам Корум. Тайна меча заключается не в его происхождении, а в его предназначении, которое раскрывается к финалу романа «Меч и конь», когда он заслуженно получает и неоднократно оправдывает «говорящее» о многом имя.
Магические мечи не изобретение авторов сказочно-фантастических произведений. Во всех культурах древности оружие наделялось чудесными свойствами. Из мифов, легенд, сказок народов мира известны мечи-саморубы, мечи говорящие, усыпляющие, летающие и переносящие по воздуху своих владельцев, невидимые сами или делающие невидимыми других. В ирландских легендах приводятся имена чудесных мечей.
Так, Клив-Солаш («Меч Солнца») принадлежал легендарному королю Ирландии Нуаду Серебряная Рука, представителю племен Богини Дану. Он был известен тем, что разил без промаха и отождествлялся с более поздним Экскалибуром («Каледвулх», или «Каледболг») короля Артура. «Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и удар его невозможно было отразить».
Круайдин Крепкоголовый — меч Кухулина мог говорить и петь.
Лейте — меч Фергуса, светился радугой, когда его заносили для удара.
Фрегарах («Отвечающий») — меч ирландского владыки моря Мананнана, обладал сразу несколькими свойствами: мог разрубить любой доспех, делал его носителя неуязвимым и ужасал всех, кто созерцал его.
Волшебным оружием пользовались и фоморы – враги Племен богини Дану. Например, их королю Тетре принадлежал меч Орна. Стоило его обнажить и обтереть, как он начинал рассказывать обо всех совершенных с ним подвигах, «ибо, по обычаям тех времен, обнаженные мечи говорили о славных деяниях. Оттого воистину по праву протирают их, вынув из ножен». Его нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред и оставил себе. Имя этого меча происходит от глагола ornaid «уничтожает», «разрушает».
В скандинавских сагах упоминался меч Фрейра, который сражался сам по себе.
В древности существовала вера в то, что любое оружие, а не только мечи, наделено сверхъестественными свойствами. В первую очередь это, несомненно, было связано с воззрениями о том, что любой предмет обладает собственной волей, самосознанием, которые представлялись в виде таинственной энергии. Подчинение этой энергии давало власть над предметом. Данные представления были распространены во всех архаических охотничье-собирательских культурах и известны под общим названием фетишизм. Фетиш – это как раз предмет, вмещающий в себя злой или добрый дух, источник мистической силы. Им могло быть что угодно: любая рукотворная вещь, известного или непонятного предназначения. Оружие, отнимающее жизнь у живых существ, чаще всего наделялось магическими свойствами. И основным условием для превращения предмета в фетиш было наделение его именем.
Вот почему каждое оружие в древности носило свое имя и отождествлялось с живым существом со своей уникальной судьбой; в случае мечей, имя гравировалось на самом клинке. С оружием тесно связана личность его владельца: когда человек умирал, охотиться с его оружием могли только ближайшие родственники. По той же причине в скандинавском и германских эпосах, в ирландских сагах и валлийских преданиях меч никогда просто так не оказывался у руках героя, он всегда имел предысторию, свое имя, свой характер, и главное — нес в себе судьбу героя, его предназначение — обязывая следовать по определенному пути, не нарушая определенных запретов, и выполняя определенные условия. Часто меч сам выбирал хозяина, которому после мог долго и верно служить, но которого мог внезапно предать, вывернувшись из руки во время боя, если решал, что человек его недостоин. В христианскую эпоху дух, заключенный в оружии связывался уже с бесовскими, демоническими силами.
Меч был мерилом честности и правдивости воинов и гарантом исполнения их обязательств. На мечах клялись воины. Считалось, что клятва, принесенная на мече, самая нерушимая, потому что за её исполнением проследит дух, заключенный в оружии. В ирландской саге «Болезнь Кухулина» так и говорится: «у каждого воина сбоку висел меч, и, если воин лгал, острие его меча обращалось против него». Так меч становился порукою правдивости воина. У древних скандинавов меч был атрибутом Тюра, бога войны и воинской чести, хранителя воинских правил, покровителя поединков.
Любопытно, что в «Серебряной руке» Майкла Муркока этот гарант честности и правдивости трансформировался в символ предательства. Как же это произошло?
В основе всего цикла о Коруме лежит кельтская мифология, а само повествование (особенно заключительная трилогия) сильно напоминает тексты древнеирландских сказаний, сохранившихся в многочисленных книгах, с их стихотворными вставками и нередко запутанными сюжетами, насыщенными метафорами и аллегориями.
Из текста романа известно, что меч, позже получивший имя «Предатель», был выкован двумя кузнецами: сидом Гофаноном и мабденом Хисаком. Кузнец Гофанон изготовивший меч, никто иной как Гоибниу, на это указывает упоминание, что он сид. В кельтской мифологии сидами стали называться Племена богини Дану после того, как проиграв в войне с людьми, были вынуждены уйти жить в знаменитые полые холмы.
Гоибниу, в кельтской (валлийской и ирландской) мифологии бог-кузнец. Он прославился тем, что всего тремя ударами молота мог выковать прекрасный меч. Именно Гоибниу изготовил богам оружие, с помощью которого они одержали решительную победу над демонами-фоморами во второй битве при Мойтуре, а также волшебный напиток, который поддерживал их силы в сражении. Вместе с братьями, богом-плотником Лухтой и бронзовых дел мастером Кредне, он составлял триаду кельтских богов ремесла. Образ Гоибниу соответствует богам, мастерам кузнечных дел Гефесту и Вулкану в греческой и римской мифологиях.
По славам Гофанона, меч должен был стать символом древнего союза сидов и мабденов.
Меч ковался неделю. Изготовление любого оружия кузнецом в архаических обществах больше походило на некий ритуал сродни таинству, до которого допускались лишь избранные — чистые душой и телом. В ритуал входило изготовление меча, его погребение у подножия холма, и откапывание ночью для проведения последних двух частей: исполнения песни и наложения специального клейма.
Песнь меча Гофанон исполнил в полночь. Перед тем как начать петь он отметил мечом восемь сторон. Это удвоенный крест. Рукоять меча – простой крест. Когда сид поднял оружие к луне «на мгновение показалось, что тот ожил, затем на фоне большого круглого диска луны он стал массивным черным крестом».
Черный крест, как и удвоенный, не имеет никакого отношения к христианству. Символ креста проходит через всю историю человечества, обретая во многих мифологических и религиозных системах высокое сакральное значение. В кресте наглядно воплощена идея центра и ведущих от него (или к нему) четырех основных направлений, обусловленных дихотомической структурой сознания (справа – слева, спереди – сзади, внизу – наверху) и космоса (юг – север, запад – восток). Число «четыре» издревле символизировало вселенную. Крест в сознании первобытного человека моделировал пространство. Крест – это, по сути, перекресток. Дверь, точка перехода из одной данности в другую. Порог меж двух миров.
Так что меч принявший облик креста на фоне луны выступает в данном случае символом слияния времени и пространства, жизни и смерти, символом судьбы, ожидающей вскоре Корума.
Считалось, что каждый меч должен был услышать свою песню, это делало его неповторимым. Песнь Гофанона не что иное, как общение с миром духов или же с тем или иным богом. Духов просили укрепить оружие своей магической силой или сущностью, передать часть своего божественного могущества клинку, чтобы тот разил врагов своего хозяина безупречно.
Но название мечу должен был дать только Корум, как его владелец. Причем единственное подходящее ему имя. «И когда оно прозвучит, меч обретет свое последнее предназначение», известное только ему. Гофанон намекает, что его подарок сможет видеть сквозь пространство и время. В этом кроется опасность его дара, потому что предвидение меча несет в себе фатум. То, что непременно сбудется, то, чего не миновать, каким бы ужасным оно ни было.
Подразумевалось, что Хисак при изготовлении меча наделил его благословенной силой солнца. От сидов же мечу должна была достаться сила луны. В этом и заключается проклятие меча. Дело в том, что у кельтов практиковался культ луны, как у многих существовавших до них архаических обществ. Кельтский календарь исчислял время по ночам и был основан на наблюдениях за луной. С древних времен фазы Луны управляли всеми сторонами жизни, считалось, что они ведают всеми волшебными обрядами, направленными на создание и концентрацию магических возможностей, вызывание духов, изготовление снадобий и зелий для наложения колдовских чар. Новолунию приписывались магические средства (способность исцелять болезни), к нему приурочивались культовые действия и моления. Полнолуние, напротив, считалось временем активизации темных сил. В архаических культурах периодичность исчезновения и появления луны на небесах стала основой сопоставления ее существования с человеческим и послужила причиной для повсеместной ассоциации этого светила с царством мертвых, куда отправлялись души после смерти, и силами возрождения. Луна представала как земля мертвых или мир душ, ожидающих перерождения; идея странствия на луну после смерти сохранилась в более развитых культурах (в Греции, Индии и Иране). Дни мрака, когда луна исчезала с небес, отождествлялась со смертью человека, необходимой для его возрождения. Вместе с тем, поскольку луна полагалась управляющей процессами смерти и возрождения, она оказывалась связанной и с судьбой.
Отсюда волшебная сила луны, которая могла выступать и как нечто благое. Однако у Муркока она воплощает силы отнюдь не благодетельные, а исключительно опасные, зловещие, смертоносные, связанные лишь с аспектами смерти и разрушения, чем и объясняется сила меча, выкованного Гофаноном. В нем нашла отражение лишь темная сторона луны.
Показательно, что у древних греков к богине Гекате, чем атрибутом была луна, взывали, желая погубить врагов. Луна, воплощение смерти, несла гибель. Не удивительно, что меч, пропитавшийся её силой, просто обязан был стать идеальным убийцей. Это совпадает с тем, что мы узнаем о мече из романа. Металлическая полоса, из которой был выкован Предатель, «рдела красным – цветом свежей крови». Когда Гофанон помахал полосой металла в воздухе, та загудела, подтверждая волшебные свойства меча. Гофанон обещает, что его меч станет хорошим другом Коруму и наделит его силой, но лишь после того, как получит имя.
Изготовлен был меч наполовину из стали, наполовину из металла сидов, а точнее из остатков древнего меча сидов. Это был один из ста мечей, которые Гофанон выковал когда-то для сидов перед девятью битвами. Предполагалось, что меч унаследует лучшие свойства металлов мабденов и сидов, а также возможно приобретет и дополнительные качества. К сожалению, они оказались недобрыми. В романе неоднократно подчеркивается, что меч притягивал к себе лунный свет и сиял им. Серебряное сияние меча превалировало над огненным неспроста. Это было символом того, что лунное начало клинка одержало вверх над солнечным. Остатки древнего клинка сидов явно таили в себе зерна зловещей судьбы. Не случайно в дальнейшем в романе меч именуется не иначе, как лунный клинок. Намек на то, что он станет источником лишь смертей и разрушений.
Корум вначале с благодарностью принимает дар Гофанона, но потом во время проведения ритуала, начинает воспринимать безымянный меч как врага, а не как друга. Гофанон же исполняя песню, предчувствует, что меч станет для него погибелью:
«Вижу – черные ветры стенают над Лимбом.
Мутные реки жду мою душу».
Песня меча в его исполнении превращается в погребальную песню.
В ходе песнопения Корум получает возможность увидеть истинный облик меча. Тот словно висел сам по себе в воздухе, «светясь то белым лунным сиянием, то красным огнем солнца». Когда Корум попытался ухватить его серебряной рукой, меч уклонился в сторону. Он позволил взять себя лишь, когда Корум протянул к нему правую, здоровую руку.
«На свет этот меч появился
Не только для битв кровавых –
Не только плоть он ранит.
Несет он больше чем смерть!»
К концу ритуала луна превратилась в огромный серебряный диск, заполонивший собой все небо. И в нем Корум увидел своё будущее.
Впоследствии Корум опасался постоянно носить этот меч с собой. Он говорил, что меч был создан для битв и только в битву и стоит его брать.
Когда же Корум попытался использовать меч против своего магически созданного двойника, меч проявил характер: он уклонился и предпочел войти в тело своего создателя – кузнеца Гофанона. К счастью меч не убил сида. Тому удалось вырвать меч из раны и бросить его вслед колдуну Калатину. И на этот раз лунный меч без промаха вошел в плоть Калатина. Из этого можно сделать вывод, что меч притягивало волшебство, магия. Он предпочитал убивать тех, кто связан был в той или иной мере с магией. Предатель – был убийцей носителей магической силы. Корум ей тоже обладал. Недаром Дагда после его смерти произнесет: «Теперь этот мир свободен от колдовства и полубогов». Поэтому Карах, магически созданный двойник Корума, не смог прикоснуться к лунному мечу. Тот словно обжег его.
Именно после убийства Калатина Корум и дал имя мечу – Предатель, «ибо первая кровь, которая обагрила меч, была кровью его создателя, а вторая кровь, пролитая им, брызнула из жил того, кто считал себя властителем этого человека». Получив имя, меч обрел истинную мощь и начал пульсировать как живое существо.
Гофанон одобрил имя как подходящее, но предупредил Корума, что назвав так меч, он обрел в его лице не светлую, а темную силу. Корум решил, что это было неизбежно. Он не знал, какую роль суждено сыграть мечу в его судьбе.
Литература:
Андерсен Р.Б. Мифология народов Северной Европы
Битва при Маг Туиред: Текст // www.fbit.ru/free/myth/texty/raznoe/mtuir_h.htm
Болезнь Кухулина: Текст // www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/kuxill.htm
Кабо В. Круг и крест: Размышления этнолога о первобытной духовности
Культ меча у древних германцев — функция оружия в сагах // mreen.org/Heldar/kult-mecha-u-drevnih-germancev...
Маккалох Д. Религия древних кельтов
Меч Кухулина: Текст // kvestnik.narod.ru/projects/avalon/bagaj/10.htm
Мифы народов мира: энциклопедия. Т.1-2
Муркок М. Меч и конь: роман
Символы и знаки //sigils.ru/symbols/luna.html
Токарев С.А. Ранние формы религии
Широкова Н. Мифы кельтских народов
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения