Ты заходи, если что. (с)
Немного идеалистический и оптимистический гимн во славу человека.
читать дальшеЕсли говорить о понимании, то непременно столкнешься с неразрешимой проблемой, возникшей еще на заре человеческого существования. Понимание неизбежно проистекает из восприятия действительности. Человек же, в силу своих возможностей, выйти за пределы, которых ему не дано, воспринимает лишь то, что способен охватить своим разумом, что способен вместить в себя, исходя из собственного уровня развития. И, соответственно толкует окружающее его многообразие. Остальное ускользает от его внимания, остается за бортом его сознания, не вмещается. Но даже то, что вместилось, зачастую искажается превратным толкованием. Этот недостаток человеческого восприятия, не означает, однако, что человек, поэтому обречен пожизненно заблуждаться, и совершать ошибки, познавая действительность, существующую вне зависимости от его способностей, желаний. Это отнюдь не означает, что мир вокруг него не познаваем. Вселенная, судя по всему, как раз и создана для того, чтобы человек шаг за шагом раскрывал ее тайны. Поэтому мы не должны оставлять попыток достичь невозможного и не должны бояться субъективизма в своих суждениях и выводах. Субъективизма нам не избежать. Даже если мы будем брать за точку отсчета объективные категории, существующие вроде бы независимо от человека, все равно они неизбежно претерпят процесс субъективизации, ведь за точку отсчета их принимает и избирает человек. Сами они не могут себя избрать, т.к. не обладают необходимой для этого волей и сознанием. Вообще, все, что мы изучаем, уже субъективно, ибо на деле все существующее обязательно проходит через наше сознание, наше восприятие. То, каково оно вне наших представлений о нем - нам неизвестно, это следует признать. Ибо даже полученные в ходе научных экспериментов данные (вроде бы полученные путем абсолютно независимым от человеческого сознания), все равно будут субъективны, потому что будут восприняты через сознание определенного индивидуума. При чем не все, что открывается некоторыми, воспринимается всеми. В приятии и неприятии информации человек руководствуется определенными законами развития, которые вроде бы считаются объективными. Но кто может поручиться за их объективность? Кто может поручиться, что не возникнет уже завтра нечто такое, что превратит устоявшиеся законы (догмы) в нечто абсолютно ошибочное, ибо для того, чтобы вывести закон, действующий во всех условиях, следует сначала узнать эти условия, а это невозможно, как невозможно все знать. Законы мы выводим на основе наблюдаемых признаков, а то, что не наблюдается (через ощущения, посредством опытов), мы не учитываем, и не включаем в условия действующего закона, а потому он не абсолютен, не совершенен. Это человеческое несовершенство и позволяет постоянно развиваться науке и обществу, потому что, если бы человек был способен однажды и навсегда узнать и постичь истину, то развитие, а, следовательно, и стремление к доминированию как таковое прекратилось.
Но вселенная необъятна, она вмещает в себя так много тайн, что человечество обязательно будет время от времени не правильно понимать происходящее, неверно толковать предстающие перед ним феномены и принимать заблуждения за разгадку самого бытия. Никому не под силу представить к чему мы придем через тысячу лет. Чем станем. Все наши нынешние вымыслы не выдержат проверки временем. Гении тоже ошибаются. Их отличие от остальных людей заключается лишь в величине восприятия мира. Но с каждым десятилетием расширение этой способности у человека становится скорее правилом, чем исключением. И все больше и больше людей еще в школьном возрасте легко постигают то, над чем тщетно бились величайшие умы прошлого. Однако этот процесс также бесконечен как бесконечно познание. И, следовательно, нас ждет путь не просто долгий, но бесконечный, теряющийся во тьме веков. Будущее всегда будет ускользать от нас. Оно всегда будет казаться нам другим. И, описывая его, мы всегда будем иногда слегка, иногда сильно заблуждаться. Все равно, как если бы древний египтянин, исходя из собственных ограниченных представлений, попробовал описать жизнь начала ХХI века от Рождества Христова. Искры прозрения утонут во тьме взглядов на далекое будущее человека из далекого прошлого. Единственное спасение – это не прекращать попыток идти по пути познания и самопознания. Всего один шаг порою способен расширить пределы сознания и восприятия. А сколько их предстоит нам совершить - трудно даже вообразить. Захватывает дух и думается, что все, что было, что осталось позади, лишь прелюдия грядущих изменений. Поэтому я против выражения «человеку свойственно ошибаться», выступающему под час как непреложный закон человеческого несовершенства, как фатум, а на деле оправданием для тех, кто боится ответственности за свои слова и поступки. Фатума нет, его придумали люди. И это выражение возникло только потому, что часто людям бывает лень все обстоятельно и тщательно обдумать. Как часто мы хватаемся за первую же пришедшую к нам в голову мысль, точно боимся, что второй мысли не будет, и, не проверив ее, после носимся с ней, пробиваем ей дорогу, добиваемся ее общенародного признания, нисколько не заботясь о том, верна ли она, не желая в силу каких-то причин прибегать к отточенной технике под названием «логика». Закон - это разновидность самоорганизации, наблюдаемой человеком ежедневно. Мы всегда объясняем или изображаем что-либо, отталкиваясь от уже существующего вокруг нас, от известного нам. К фантастике, как к чему-то невозможному приходят, когда в логической цепочке происходит сбой. В принципе, благодаря логике можно совершать удивительные открытия и объяснять как уже существующее в реальности, так и существующее в потенциале. С помощью логики все можно объяснить, и предположить, предвосхитить многое (если не все). Она инструмент доступный каждому. Ее оружие, ее достоинство – простота. Поэтому она не любит нарочитой сложности, которая и приводит к сбою. Устройство всего должно быть достаточно простым, простым настолько, чтобы его познав, можно было логически объяснить. Парадокс представляет собой ненужно усложненную конструкцию, поэтому и не подчиняется логике, что лишь подтверждает вывод о том, что в этом случае где-то в цепочке рассуждений произошел сбой. Плюс парадоксов (а в этом мире все имеет свои достоинства и недостатки, иначе только отрицательное бы просто не существовало), в том, что они пробуждают, раскрепощают воображение, способствуют его развитию. Они яркий пример творческого начала в человеке. Но когда речь заходит о решении насущных проблем – они должны уступить место логике, иначе проблема будет разрешена в фантастическом, но не в реалистическом ключе. Нами очень часто владеют иллюзии. Иногда они приоткрывают нам дверь в непознанное. Но чаще – они заводят в тупик. Особенно вредны иллюзии в науке. Известен один интересный, чем-то анекдотический случай, произошедший с неким ученым, попробовавшим то ли марихуану, то ли кокаин. В состоянии наркотического опьянения ему показалось, что он совершил какое-то колоссальное открытие. Чтобы не упустить его, он принял наркотик и на следующий день, приготовив заранее бумагу и карандаш, чтобы зафиксировать свое потрясающее открытие. Когда он, пришел в себя, то первым делом бросился к бумаге, на которой корявым почерком было написано следующее: «Банан велик, а кожура еще больше». Кстати, этот пример показывает также, что даже в таком состоянии человеческий мозг продолжает мыслить логически. Другое дело, что отдачи для человечества от открытий подобного рода нет. Современная наука часто похожа на этого человека. Тем не менее, именно умозрительные рассуждения позволили Демокриту и Аристотелю прийти к блестящим выводам, нашедшим подтверждение полностью только через две тысячи лет. Тут поневоле задумаешься над тем, какой потенциал заложен в чисто умозрительном мышлении человека, способного буквально по нескольким намекам воссоздать верную картину действительности. С другой стороны, несомненно, наблюдается связь между внушением и самовнушением и реальностью. Почему мир такой, какой он есть? Потому что все верят, что он должен быть именно таким. Но внуши большинству, что он противоположен тому, что они себе представляли раньше – и он станет другим. Это также верно, как и то, что меняется не мир, а меняемся мы и меняем мир вокруг себя, чтобы затем под его воздействием измениться самим. И так до бесконечности. Стоит лишь нарушить прежнее внушение, как появляется новое. Поэтому главное даже не знать что такое истина, а верить, что она существует, что она именно такая, какой мы себе ее представляем.
Помимо логики человек обладает еще одним замечательным инструментом мышления, которого нет больше ни у одного земного существа – это интуиция. Ее проявление можно сравнить с появлением знания о чем-то, мгновенно и без всяких на то усилий, буквально на пустом месте. Между тем интуиция основана на том же мыслительном процессе, что и логичное рассуждение, только большая часть производимого нами анализа происходит с такой скоростью, что ряд логических цепочек выпадает из сознания и кажется, что результат, был, достигнут благодаря некому шестому чувству. Тогда как сделать мгновенный вывод помогло подсознание. В чем-то, но не во всем, интуиция схожа с инстинктами. Ее можно констатировать по ее проявлению, но нельзя осознать. Интуиция – сила, проникающая не только в будущее (т.н. предвидение), но и в прошлое.
Помимо восприятия, человек обладает одной из величайших способностей - умением творить и созидать. Эта способность неразрывно связана с умением фантазировать и изобретать. Но фантазии же часто заводят в тупик, если их не держать в узде непреложной логики и целесообразности. Мне могут возразить, что воображение нельзя ни в чем ограничивать, иначе результат будет прямо противоположен желаемому. Однако бесконтрольное фантазирование пользы не приносит. Если присмотреться к окружающему миру, то можно легко заметить, что вокруг нас существует определенный порядок вещей, покоящийся не на безудержной фантазии, а на тщательно продуманном плане. Природа рациональна. Она во всех своих проявлениях исходит из целесообразности. Все в ней взаимосвязано и пребывает в такой гармонии, какую человеку никогда не создать, если только он не откажется от фантазий ни чем не обоснованных, и не возьмется подражать природе. Главное преступление неоправданных фантазий - насаждение в сознании миллионов и миллиардов людей ложных представлений, ведущих к укоренению и распространению новых, не таких уж и безобидных предрассудков. Соблазн разнообразия часто рисует нам существа в лучшем случае странные, чей вид, строение и способности противоречит всем известным законам природы. Отвратительные для нас или неизмеримо прекрасные, но превосходящие нас своими способностями, знаниями, мощью. Мы придумываем их, и после сами же боимся собственных выдумок.
А между тем, разнообразие кажущегося подобия может потрясти сильнее, чем не укладывающиеся в голове облики ирреальных существ, противоречащих здравому смыслу и всему развитию живого. Когда разум обескуражен и не способен принять увиденное, так как ему не с чем сопоставить наблюдаемый феномен, он начинает его отрицать. Это способ самозащиты. Иное может быть, а то и должно быть разнообразным, но оно не должно переходить границы восприятия, и не должно вызывать отторжение в сознании. Существуют границы, за которые нельзя переступать. Как бы не расширялось человеческое восприятие, оно никогда не сможет принять то, что создано вопреки законам природы, вопреки законам логики. Но это не повод для огорчений. Главное – различие культур, а не облика, не внутреннего строения. Человечество является единым, в биологическом отношении, но, не смотря на это, создало такое многообразие культур, охватить богатства которого не хватит человеческой жизни. И процесс этот не закончен, он продолжается, и будет продолжаться, пока существует человечество. Из многообразия культур рождаются великие цивилизации. Не обязательно иметь облик ящерицы или иметь зеленую кровь, чтобы достичь вершин познания. Если бы разум мог возникнуть в другой оболочке, он бы возник в ней, или, точнее, был бы в ней сотворен. Если бы Бог связывал многообразие цивилизаций и их достижения с разнообразием существ удивительнейших форм и видов, он бы населил Землю не одним видом разумных существ. И тогда бы ни у кого не осталось сомнений в его существовании. Но на Земле есть всего одно разумное существо, способное созидать, творить и постоянно учиться новому. Человек. Его облик был избран не случайно. В нем заложен какой-то смысл, пока нам неведомый. Кроме того, раз на одной планете не живут различные разумные существа, то можно сделать вывод, что существование разумных существ в ином облике не является неизбежностью. Достаточно того вида, того облика, который наблюдается, ибо уже в том, что имеется, заложен неисчерпаемый потенциал. Главное не внешнее, а то, что внутри нас. Мы можем быть с виду одинаковыми, но стоит заглянуть в нас, как сразу станет ясно, что более не похожих созданий не отыскать и в другой вселенной. В каждом из нас такое смешение невообразимого разнообразья, что поиски ответа на вопрос какова была цель сотворения мира, отпадают сами собой. Мы и есть то искомое, ради чего и стоило создать мир.
Возможно, что задаваться вопросом, зачем было создано человечество, почему оно возникло, все равно, что спрашивать у собственной матери с какой целью ты меня родила.
Без стимула нет развития и движения. Что же является стимулом для нас? Борьба за существование? Простейшие выживание вида? Но этим занято все живое на планете. И животные, и растения, и амебы успешно с этим справляются, так и не приобретя в ходе эволюции человеческого стремления к творчеству, к созданию чего-то нового, к самовыражению. Оказывается, чтобы выжить, не обязательно сочинять музыку, писать картины, снимать фильмы, строить самолеты и изучать звезды. Достаточно приспособиться к окружающему миру, занять свою нишу в природе, и начать успешно плодиться и размножаться. Так зачем же и почему в нас сидит это неуемное желание достичь чего-то большего, достичь невозможного наперекор всему? Откуда оно в нас? Неужели этот великий дар всего лишь случайность? Всего лишь шутка безликой природы?
Кто-то должен был создать условия окружающей среды, в которой возникла жизнь. Жизнь не самозародилась. Верить в непреложные законы природы и одновременно полагаться на счастливую случайность – отсюда действительно недалеко до утверждения о том, что жизнь не более чем плесень на поверхности планеты. Это заявление звучит очень цинично и одновременно как-то по-детски неубедительно. Также в XVIII веке верили, что мыши способны рождаться из кучи грязного белья. Опыт по созданию условий, протекавших на Земле 4-5 миллиардов лет назад, осуществленный учеными, только подтверждает тот факт, что о самозарождении жизни говорить не приходится. Кто-то должен был поставить кастрюлю на огонь, чтобы в ней мог образоваться «древний суп», в котором и возникли гены и протеины – основа всего живого на Земле.
В космосе способны образовываться аминокислоты, однако они отличаются от тех, что положили начало жизни на земле. Это, во-первых. Во-вторых, аминокислоты из космоса должны были найти идеальные условия на планете для того, чтобы стать основными структурными элементами жизни. Попробуйте подсчитать каков шанс у этих космических скитальцев случайно попасть на подходящую во всех отношениях планету, только и ждущую падения метеорита с «посевом жизни», и вы убедитесь, что шансы будут очень не велики. В нашей Солнечной системе такими условиями обладает одна планета из девяти, не считая, нескольких спутников, размерами не уступающих Меркурию или Плутону.
При возникновении жизни сначала была программа – гены, возникшие из нуклеотидов, а потом уже появился стройматериал для создания живых существ. Это признают, об этом пишут в научно-популярных книжках. Но, возможно, что это программа лишь продолжение целой цепочки программ, направленных на единственную цель – рождение человека. А иначе как могли образоваться из нуклеотидов эти самые гены? Опять списать на счастливую случайность? А не слишком ли много их набирается? Почему не предположить, что все спланировано было изначально, и простенькая программа постепенно, шаг за шагом преобразовалась во все более сложную, учитывающую все большее количество компонентов, неизвестных нам постоянных и переменных значений. Ошибки в генном наборе при размножении клеток, также были предусмотрены изначально. Без этих ошибок, в конечном счете, не появилось бы все это разнообразие живого мира, наблюдаемого нами.
Если же смотреть на конечный результат – появление человека, то неизбежно придешь к выводу, что ошибки были очень целенаправленными. Все наблюдаемые в ходе эволюции тупиковые ответвления, не более чем побочные эффекты реализации программы. Когда излагают ход эволюции, то для иллюстрации любят изображать ее в виде раскидистого дерева. Но сколько бы ветвей не было у этого дерева – верхушка у него всегда одна – человек. Развитие же побочных ветвей помимо основного ствола какого-либо вида – это как раз тот случай самореализации программы этого вида. Появление человека было изначально предусмотрено с того момента, как нуклеотиды стали объединяться друг с другом, чтобы образовать первые гены. И шаг за шагом жизнь шла к этой цели. Шла, разумеется, не сама, а, повинуясь заложенному в ней коду, способному усложняться, изменяться, способному создавать разнообразие из собственных, отчасти запланированных ошибок.
Получается, что все болезни человечества, не только наследственные – это побочный эффект исправной работы данной программы. Между болезнью и мутацией можно поставить знак равенства. Если относится к происходящим сбоям только отрицательно, тогда следует признать, что человек – наиглавнейшая ошибка природы, ибо количество сбоев в изначальной программе, приведших к появлению людей на земле, настолько огромно, что само существование наше как вида – есть ни что иное, как страшная болезнь планеты.
Причины возникновения побочных эффектов, включавших, те самые ответвления эволюции, не раз ставившие в тупик ученых, возможно, связаны с допусками в программе. Эти допуски вели к тому, что каждое новое существо, возникающее в ходе эволюции (т.е. в ходе реализации программы и появления в результате нового набора генов, по сути усложненной версии первоначальной, более простой программы), имело своего рода «коридор возможностей», в пределах которого оно могло развиваться, и соответственно выживать, исходя непосредственно из заложенной в него приспособляемости. Т.е. любой вид живых существ способен приспосабливаться к изменениям окружающей среды, используя потенциал, заложенный в его программу. Самая высокая приспособляемость оказалась у человека. Возможно, что мутации, изменения в геноме древних гоминид происходили очень быстро, поэтому вполне в одно время могли сосуществовать различные гоминиды, как продолжавшие изменяться, так и те, что постепенно превращались в тупиковые ответвления основной линии. Но продолжалось это только до тех пор, пока менее приспособленные, а точнее обладавшие меньшими возможностями не вымирали. Наиболее приспособленные давали большее число потомков, которые, вступая между собой в половые отношения, порождали в себе новые мутации. В то время как менее приспособленные имели небольшое количество потомков, число которых постепенно уменьшалось. Закономерно возникает вопрос, а почему сегодня не происходит подобного с людьми? Дело видимо заключается в том, что на определенной стадии гоминиды, а по сути уже человек в современном понимании, перестали приспосабливаться под условия существования, а стали приспосабливать окружающие условия под себя. Поэтому резких изменений в нашем виде пока ждать не приходится. Тот уровень, которого мы достигли, позволил нам создать современную цивилизацию. Через какой-то промежуток времени, когда нарастут мутации, до сегодняшнего дня остающиеся непроявленными, человек непременно измениться, не обязательно внешне, что позволит ему изменить цивилизацию, сделать очередной рывок вперед. Потенциал наш еще далеко не исчерпан.
Возможно, что инстинкты – это результат действия, заложенной программы. Когда они перестают работать, живые организмы погибают. Динозавры вполне могли вымереть из-за катастрофического сбоя их программы, либо вследствие того, что она исчерпала все свои возможности, тогда как млекопитающие оказались процветающим родом. У них оказалась выше приспособляемость, шире «коридор возможностей» изменяться и тем самым выживать. Когда живое существо исчерпывает свои возможности, заходит в тупик – оно вымирает.
Не случайно в Библии упоминается слово положившее начало всему сущему. Слово – та же программа, заложенная в природе. Т.о. информация в принципе заложена как в самом человеке, так и вокруг него. Информация закодирована на недоступном нам, быть может, сверхатомном уровне. А мы можем наблюдать лишь проявление ее в самих себе на генном уровне, и пока не более того.
Если мы посмотрим на себя и в себя - а сделать это может только человек – то увидим, что образование и воспитание помогают человеку включить заложенную в нем программу и тем самым развить способности и интеллект, обусловленные набором генов ему доставшимся от родителей. Поэтому отсутствие образования и воспитания превращает человека в животное, которое руководствуется за не имением разума инстинктами. Программа жизни все-таки реализуется, но не в достаточном объеме (программа-минимум вместо программы максимума, и, соответственно с намного меньшим количеством вариантов развития). Человек всегда может выбирать, возможности его «программы» неисчерпаемы. Природа, а точнее ее представители, такой гибкостью не обладает. Она не просчитывает варианты, а следует инстинктам, обеспечивающим ее жизнеспособность. Поэтому она не ошибается. Человек ошибается постоянно, но в этой его слабости заложена его сила.
Находясь в утробе матери, в виде зародыша человек проходит все стадии эволюции, но это не означает, что он в свое время действительно был рыбой или плавал амебой в первозданном океане. Вся история человека до его воплощения в привычном для нас теле не что иное, как развитие зародыша в чреве матери. И долгий путь развития был направлен на формирование того, чем и силен человек – ума. Выращивание мозга – подходящего вместилища для ума было долгим процессом. Но это и понятно. Все что человек имеет и умеет, достигнуто им не силой мышц, а силой ума.
Растения и животные не создали цивилизации и не продвинулись на пути постижения и познания только потому, что им это не было нужно. Это предназначение человека. Возможно, самое главное в его жизни.
Мир столь совершенен, что в нем предусмотрено изначально все. Он кажется несовершенным тем, кто несовершенен в силу субъективных причин сам. Но нет пределов совершенствованию. В природе полно животных превосходящих мышечной массой любого физически развитого человека, но нет ни одного, способного сравниться с ним силой ума. Это преимущество развивалось постепенно, очень долго по меркам человеческой жизни, однако, если хорошенько подумать к какому удивительному результату в итоге этот долгий путь привел, то он покажется фантастически коротким. Такое сложнейшее устройство как человеческий мозг, и в то же время очень хрупкое и нежное было и остается единственным и универсальным инструментом человека, несмотря на обилие всевозможной техники, изобретенной нами за тысячелетнюю историю. Только благодаря силе ума человек создал вокруг себя целый мир, по своему образу и подобию. Мир, который зависит от человеческого ума, от его способностей и возможностей. Надо только не забывать одного - чтобы сформировался мозг в его настоящем виде, понадобилось 4 миллиарда лет эволюции. Есть о чем задуматься нажимающему на курок пистолета.
читать дальшеЕсли говорить о понимании, то непременно столкнешься с неразрешимой проблемой, возникшей еще на заре человеческого существования. Понимание неизбежно проистекает из восприятия действительности. Человек же, в силу своих возможностей, выйти за пределы, которых ему не дано, воспринимает лишь то, что способен охватить своим разумом, что способен вместить в себя, исходя из собственного уровня развития. И, соответственно толкует окружающее его многообразие. Остальное ускользает от его внимания, остается за бортом его сознания, не вмещается. Но даже то, что вместилось, зачастую искажается превратным толкованием. Этот недостаток человеческого восприятия, не означает, однако, что человек, поэтому обречен пожизненно заблуждаться, и совершать ошибки, познавая действительность, существующую вне зависимости от его способностей, желаний. Это отнюдь не означает, что мир вокруг него не познаваем. Вселенная, судя по всему, как раз и создана для того, чтобы человек шаг за шагом раскрывал ее тайны. Поэтому мы не должны оставлять попыток достичь невозможного и не должны бояться субъективизма в своих суждениях и выводах. Субъективизма нам не избежать. Даже если мы будем брать за точку отсчета объективные категории, существующие вроде бы независимо от человека, все равно они неизбежно претерпят процесс субъективизации, ведь за точку отсчета их принимает и избирает человек. Сами они не могут себя избрать, т.к. не обладают необходимой для этого волей и сознанием. Вообще, все, что мы изучаем, уже субъективно, ибо на деле все существующее обязательно проходит через наше сознание, наше восприятие. То, каково оно вне наших представлений о нем - нам неизвестно, это следует признать. Ибо даже полученные в ходе научных экспериментов данные (вроде бы полученные путем абсолютно независимым от человеческого сознания), все равно будут субъективны, потому что будут восприняты через сознание определенного индивидуума. При чем не все, что открывается некоторыми, воспринимается всеми. В приятии и неприятии информации человек руководствуется определенными законами развития, которые вроде бы считаются объективными. Но кто может поручиться за их объективность? Кто может поручиться, что не возникнет уже завтра нечто такое, что превратит устоявшиеся законы (догмы) в нечто абсолютно ошибочное, ибо для того, чтобы вывести закон, действующий во всех условиях, следует сначала узнать эти условия, а это невозможно, как невозможно все знать. Законы мы выводим на основе наблюдаемых признаков, а то, что не наблюдается (через ощущения, посредством опытов), мы не учитываем, и не включаем в условия действующего закона, а потому он не абсолютен, не совершенен. Это человеческое несовершенство и позволяет постоянно развиваться науке и обществу, потому что, если бы человек был способен однажды и навсегда узнать и постичь истину, то развитие, а, следовательно, и стремление к доминированию как таковое прекратилось.
Но вселенная необъятна, она вмещает в себя так много тайн, что человечество обязательно будет время от времени не правильно понимать происходящее, неверно толковать предстающие перед ним феномены и принимать заблуждения за разгадку самого бытия. Никому не под силу представить к чему мы придем через тысячу лет. Чем станем. Все наши нынешние вымыслы не выдержат проверки временем. Гении тоже ошибаются. Их отличие от остальных людей заключается лишь в величине восприятия мира. Но с каждым десятилетием расширение этой способности у человека становится скорее правилом, чем исключением. И все больше и больше людей еще в школьном возрасте легко постигают то, над чем тщетно бились величайшие умы прошлого. Однако этот процесс также бесконечен как бесконечно познание. И, следовательно, нас ждет путь не просто долгий, но бесконечный, теряющийся во тьме веков. Будущее всегда будет ускользать от нас. Оно всегда будет казаться нам другим. И, описывая его, мы всегда будем иногда слегка, иногда сильно заблуждаться. Все равно, как если бы древний египтянин, исходя из собственных ограниченных представлений, попробовал описать жизнь начала ХХI века от Рождества Христова. Искры прозрения утонут во тьме взглядов на далекое будущее человека из далекого прошлого. Единственное спасение – это не прекращать попыток идти по пути познания и самопознания. Всего один шаг порою способен расширить пределы сознания и восприятия. А сколько их предстоит нам совершить - трудно даже вообразить. Захватывает дух и думается, что все, что было, что осталось позади, лишь прелюдия грядущих изменений. Поэтому я против выражения «человеку свойственно ошибаться», выступающему под час как непреложный закон человеческого несовершенства, как фатум, а на деле оправданием для тех, кто боится ответственности за свои слова и поступки. Фатума нет, его придумали люди. И это выражение возникло только потому, что часто людям бывает лень все обстоятельно и тщательно обдумать. Как часто мы хватаемся за первую же пришедшую к нам в голову мысль, точно боимся, что второй мысли не будет, и, не проверив ее, после носимся с ней, пробиваем ей дорогу, добиваемся ее общенародного признания, нисколько не заботясь о том, верна ли она, не желая в силу каких-то причин прибегать к отточенной технике под названием «логика». Закон - это разновидность самоорганизации, наблюдаемой человеком ежедневно. Мы всегда объясняем или изображаем что-либо, отталкиваясь от уже существующего вокруг нас, от известного нам. К фантастике, как к чему-то невозможному приходят, когда в логической цепочке происходит сбой. В принципе, благодаря логике можно совершать удивительные открытия и объяснять как уже существующее в реальности, так и существующее в потенциале. С помощью логики все можно объяснить, и предположить, предвосхитить многое (если не все). Она инструмент доступный каждому. Ее оружие, ее достоинство – простота. Поэтому она не любит нарочитой сложности, которая и приводит к сбою. Устройство всего должно быть достаточно простым, простым настолько, чтобы его познав, можно было логически объяснить. Парадокс представляет собой ненужно усложненную конструкцию, поэтому и не подчиняется логике, что лишь подтверждает вывод о том, что в этом случае где-то в цепочке рассуждений произошел сбой. Плюс парадоксов (а в этом мире все имеет свои достоинства и недостатки, иначе только отрицательное бы просто не существовало), в том, что они пробуждают, раскрепощают воображение, способствуют его развитию. Они яркий пример творческого начала в человеке. Но когда речь заходит о решении насущных проблем – они должны уступить место логике, иначе проблема будет разрешена в фантастическом, но не в реалистическом ключе. Нами очень часто владеют иллюзии. Иногда они приоткрывают нам дверь в непознанное. Но чаще – они заводят в тупик. Особенно вредны иллюзии в науке. Известен один интересный, чем-то анекдотический случай, произошедший с неким ученым, попробовавшим то ли марихуану, то ли кокаин. В состоянии наркотического опьянения ему показалось, что он совершил какое-то колоссальное открытие. Чтобы не упустить его, он принял наркотик и на следующий день, приготовив заранее бумагу и карандаш, чтобы зафиксировать свое потрясающее открытие. Когда он, пришел в себя, то первым делом бросился к бумаге, на которой корявым почерком было написано следующее: «Банан велик, а кожура еще больше». Кстати, этот пример показывает также, что даже в таком состоянии человеческий мозг продолжает мыслить логически. Другое дело, что отдачи для человечества от открытий подобного рода нет. Современная наука часто похожа на этого человека. Тем не менее, именно умозрительные рассуждения позволили Демокриту и Аристотелю прийти к блестящим выводам, нашедшим подтверждение полностью только через две тысячи лет. Тут поневоле задумаешься над тем, какой потенциал заложен в чисто умозрительном мышлении человека, способного буквально по нескольким намекам воссоздать верную картину действительности. С другой стороны, несомненно, наблюдается связь между внушением и самовнушением и реальностью. Почему мир такой, какой он есть? Потому что все верят, что он должен быть именно таким. Но внуши большинству, что он противоположен тому, что они себе представляли раньше – и он станет другим. Это также верно, как и то, что меняется не мир, а меняемся мы и меняем мир вокруг себя, чтобы затем под его воздействием измениться самим. И так до бесконечности. Стоит лишь нарушить прежнее внушение, как появляется новое. Поэтому главное даже не знать что такое истина, а верить, что она существует, что она именно такая, какой мы себе ее представляем.
Помимо логики человек обладает еще одним замечательным инструментом мышления, которого нет больше ни у одного земного существа – это интуиция. Ее проявление можно сравнить с появлением знания о чем-то, мгновенно и без всяких на то усилий, буквально на пустом месте. Между тем интуиция основана на том же мыслительном процессе, что и логичное рассуждение, только большая часть производимого нами анализа происходит с такой скоростью, что ряд логических цепочек выпадает из сознания и кажется, что результат, был, достигнут благодаря некому шестому чувству. Тогда как сделать мгновенный вывод помогло подсознание. В чем-то, но не во всем, интуиция схожа с инстинктами. Ее можно констатировать по ее проявлению, но нельзя осознать. Интуиция – сила, проникающая не только в будущее (т.н. предвидение), но и в прошлое.
Помимо восприятия, человек обладает одной из величайших способностей - умением творить и созидать. Эта способность неразрывно связана с умением фантазировать и изобретать. Но фантазии же часто заводят в тупик, если их не держать в узде непреложной логики и целесообразности. Мне могут возразить, что воображение нельзя ни в чем ограничивать, иначе результат будет прямо противоположен желаемому. Однако бесконтрольное фантазирование пользы не приносит. Если присмотреться к окружающему миру, то можно легко заметить, что вокруг нас существует определенный порядок вещей, покоящийся не на безудержной фантазии, а на тщательно продуманном плане. Природа рациональна. Она во всех своих проявлениях исходит из целесообразности. Все в ней взаимосвязано и пребывает в такой гармонии, какую человеку никогда не создать, если только он не откажется от фантазий ни чем не обоснованных, и не возьмется подражать природе. Главное преступление неоправданных фантазий - насаждение в сознании миллионов и миллиардов людей ложных представлений, ведущих к укоренению и распространению новых, не таких уж и безобидных предрассудков. Соблазн разнообразия часто рисует нам существа в лучшем случае странные, чей вид, строение и способности противоречит всем известным законам природы. Отвратительные для нас или неизмеримо прекрасные, но превосходящие нас своими способностями, знаниями, мощью. Мы придумываем их, и после сами же боимся собственных выдумок.
А между тем, разнообразие кажущегося подобия может потрясти сильнее, чем не укладывающиеся в голове облики ирреальных существ, противоречащих здравому смыслу и всему развитию живого. Когда разум обескуражен и не способен принять увиденное, так как ему не с чем сопоставить наблюдаемый феномен, он начинает его отрицать. Это способ самозащиты. Иное может быть, а то и должно быть разнообразным, но оно не должно переходить границы восприятия, и не должно вызывать отторжение в сознании. Существуют границы, за которые нельзя переступать. Как бы не расширялось человеческое восприятие, оно никогда не сможет принять то, что создано вопреки законам природы, вопреки законам логики. Но это не повод для огорчений. Главное – различие культур, а не облика, не внутреннего строения. Человечество является единым, в биологическом отношении, но, не смотря на это, создало такое многообразие культур, охватить богатства которого не хватит человеческой жизни. И процесс этот не закончен, он продолжается, и будет продолжаться, пока существует человечество. Из многообразия культур рождаются великие цивилизации. Не обязательно иметь облик ящерицы или иметь зеленую кровь, чтобы достичь вершин познания. Если бы разум мог возникнуть в другой оболочке, он бы возник в ней, или, точнее, был бы в ней сотворен. Если бы Бог связывал многообразие цивилизаций и их достижения с разнообразием существ удивительнейших форм и видов, он бы населил Землю не одним видом разумных существ. И тогда бы ни у кого не осталось сомнений в его существовании. Но на Земле есть всего одно разумное существо, способное созидать, творить и постоянно учиться новому. Человек. Его облик был избран не случайно. В нем заложен какой-то смысл, пока нам неведомый. Кроме того, раз на одной планете не живут различные разумные существа, то можно сделать вывод, что существование разумных существ в ином облике не является неизбежностью. Достаточно того вида, того облика, который наблюдается, ибо уже в том, что имеется, заложен неисчерпаемый потенциал. Главное не внешнее, а то, что внутри нас. Мы можем быть с виду одинаковыми, но стоит заглянуть в нас, как сразу станет ясно, что более не похожих созданий не отыскать и в другой вселенной. В каждом из нас такое смешение невообразимого разнообразья, что поиски ответа на вопрос какова была цель сотворения мира, отпадают сами собой. Мы и есть то искомое, ради чего и стоило создать мир.
Возможно, что задаваться вопросом, зачем было создано человечество, почему оно возникло, все равно, что спрашивать у собственной матери с какой целью ты меня родила.
Без стимула нет развития и движения. Что же является стимулом для нас? Борьба за существование? Простейшие выживание вида? Но этим занято все живое на планете. И животные, и растения, и амебы успешно с этим справляются, так и не приобретя в ходе эволюции человеческого стремления к творчеству, к созданию чего-то нового, к самовыражению. Оказывается, чтобы выжить, не обязательно сочинять музыку, писать картины, снимать фильмы, строить самолеты и изучать звезды. Достаточно приспособиться к окружающему миру, занять свою нишу в природе, и начать успешно плодиться и размножаться. Так зачем же и почему в нас сидит это неуемное желание достичь чего-то большего, достичь невозможного наперекор всему? Откуда оно в нас? Неужели этот великий дар всего лишь случайность? Всего лишь шутка безликой природы?
Кто-то должен был создать условия окружающей среды, в которой возникла жизнь. Жизнь не самозародилась. Верить в непреложные законы природы и одновременно полагаться на счастливую случайность – отсюда действительно недалеко до утверждения о том, что жизнь не более чем плесень на поверхности планеты. Это заявление звучит очень цинично и одновременно как-то по-детски неубедительно. Также в XVIII веке верили, что мыши способны рождаться из кучи грязного белья. Опыт по созданию условий, протекавших на Земле 4-5 миллиардов лет назад, осуществленный учеными, только подтверждает тот факт, что о самозарождении жизни говорить не приходится. Кто-то должен был поставить кастрюлю на огонь, чтобы в ней мог образоваться «древний суп», в котором и возникли гены и протеины – основа всего живого на Земле.
В космосе способны образовываться аминокислоты, однако они отличаются от тех, что положили начало жизни на земле. Это, во-первых. Во-вторых, аминокислоты из космоса должны были найти идеальные условия на планете для того, чтобы стать основными структурными элементами жизни. Попробуйте подсчитать каков шанс у этих космических скитальцев случайно попасть на подходящую во всех отношениях планету, только и ждущую падения метеорита с «посевом жизни», и вы убедитесь, что шансы будут очень не велики. В нашей Солнечной системе такими условиями обладает одна планета из девяти, не считая, нескольких спутников, размерами не уступающих Меркурию или Плутону.
При возникновении жизни сначала была программа – гены, возникшие из нуклеотидов, а потом уже появился стройматериал для создания живых существ. Это признают, об этом пишут в научно-популярных книжках. Но, возможно, что это программа лишь продолжение целой цепочки программ, направленных на единственную цель – рождение человека. А иначе как могли образоваться из нуклеотидов эти самые гены? Опять списать на счастливую случайность? А не слишком ли много их набирается? Почему не предположить, что все спланировано было изначально, и простенькая программа постепенно, шаг за шагом преобразовалась во все более сложную, учитывающую все большее количество компонентов, неизвестных нам постоянных и переменных значений. Ошибки в генном наборе при размножении клеток, также были предусмотрены изначально. Без этих ошибок, в конечном счете, не появилось бы все это разнообразие живого мира, наблюдаемого нами.
Если же смотреть на конечный результат – появление человека, то неизбежно придешь к выводу, что ошибки были очень целенаправленными. Все наблюдаемые в ходе эволюции тупиковые ответвления, не более чем побочные эффекты реализации программы. Когда излагают ход эволюции, то для иллюстрации любят изображать ее в виде раскидистого дерева. Но сколько бы ветвей не было у этого дерева – верхушка у него всегда одна – человек. Развитие же побочных ветвей помимо основного ствола какого-либо вида – это как раз тот случай самореализации программы этого вида. Появление человека было изначально предусмотрено с того момента, как нуклеотиды стали объединяться друг с другом, чтобы образовать первые гены. И шаг за шагом жизнь шла к этой цели. Шла, разумеется, не сама, а, повинуясь заложенному в ней коду, способному усложняться, изменяться, способному создавать разнообразие из собственных, отчасти запланированных ошибок.
Получается, что все болезни человечества, не только наследственные – это побочный эффект исправной работы данной программы. Между болезнью и мутацией можно поставить знак равенства. Если относится к происходящим сбоям только отрицательно, тогда следует признать, что человек – наиглавнейшая ошибка природы, ибо количество сбоев в изначальной программе, приведших к появлению людей на земле, настолько огромно, что само существование наше как вида – есть ни что иное, как страшная болезнь планеты.
Причины возникновения побочных эффектов, включавших, те самые ответвления эволюции, не раз ставившие в тупик ученых, возможно, связаны с допусками в программе. Эти допуски вели к тому, что каждое новое существо, возникающее в ходе эволюции (т.е. в ходе реализации программы и появления в результате нового набора генов, по сути усложненной версии первоначальной, более простой программы), имело своего рода «коридор возможностей», в пределах которого оно могло развиваться, и соответственно выживать, исходя непосредственно из заложенной в него приспособляемости. Т.е. любой вид живых существ способен приспосабливаться к изменениям окружающей среды, используя потенциал, заложенный в его программу. Самая высокая приспособляемость оказалась у человека. Возможно, что мутации, изменения в геноме древних гоминид происходили очень быстро, поэтому вполне в одно время могли сосуществовать различные гоминиды, как продолжавшие изменяться, так и те, что постепенно превращались в тупиковые ответвления основной линии. Но продолжалось это только до тех пор, пока менее приспособленные, а точнее обладавшие меньшими возможностями не вымирали. Наиболее приспособленные давали большее число потомков, которые, вступая между собой в половые отношения, порождали в себе новые мутации. В то время как менее приспособленные имели небольшое количество потомков, число которых постепенно уменьшалось. Закономерно возникает вопрос, а почему сегодня не происходит подобного с людьми? Дело видимо заключается в том, что на определенной стадии гоминиды, а по сути уже человек в современном понимании, перестали приспосабливаться под условия существования, а стали приспосабливать окружающие условия под себя. Поэтому резких изменений в нашем виде пока ждать не приходится. Тот уровень, которого мы достигли, позволил нам создать современную цивилизацию. Через какой-то промежуток времени, когда нарастут мутации, до сегодняшнего дня остающиеся непроявленными, человек непременно измениться, не обязательно внешне, что позволит ему изменить цивилизацию, сделать очередной рывок вперед. Потенциал наш еще далеко не исчерпан.
Возможно, что инстинкты – это результат действия, заложенной программы. Когда они перестают работать, живые организмы погибают. Динозавры вполне могли вымереть из-за катастрофического сбоя их программы, либо вследствие того, что она исчерпала все свои возможности, тогда как млекопитающие оказались процветающим родом. У них оказалась выше приспособляемость, шире «коридор возможностей» изменяться и тем самым выживать. Когда живое существо исчерпывает свои возможности, заходит в тупик – оно вымирает.
Не случайно в Библии упоминается слово положившее начало всему сущему. Слово – та же программа, заложенная в природе. Т.о. информация в принципе заложена как в самом человеке, так и вокруг него. Информация закодирована на недоступном нам, быть может, сверхатомном уровне. А мы можем наблюдать лишь проявление ее в самих себе на генном уровне, и пока не более того.
Если мы посмотрим на себя и в себя - а сделать это может только человек – то увидим, что образование и воспитание помогают человеку включить заложенную в нем программу и тем самым развить способности и интеллект, обусловленные набором генов ему доставшимся от родителей. Поэтому отсутствие образования и воспитания превращает человека в животное, которое руководствуется за не имением разума инстинктами. Программа жизни все-таки реализуется, но не в достаточном объеме (программа-минимум вместо программы максимума, и, соответственно с намного меньшим количеством вариантов развития). Человек всегда может выбирать, возможности его «программы» неисчерпаемы. Природа, а точнее ее представители, такой гибкостью не обладает. Она не просчитывает варианты, а следует инстинктам, обеспечивающим ее жизнеспособность. Поэтому она не ошибается. Человек ошибается постоянно, но в этой его слабости заложена его сила.
Находясь в утробе матери, в виде зародыша человек проходит все стадии эволюции, но это не означает, что он в свое время действительно был рыбой или плавал амебой в первозданном океане. Вся история человека до его воплощения в привычном для нас теле не что иное, как развитие зародыша в чреве матери. И долгий путь развития был направлен на формирование того, чем и силен человек – ума. Выращивание мозга – подходящего вместилища для ума было долгим процессом. Но это и понятно. Все что человек имеет и умеет, достигнуто им не силой мышц, а силой ума.
Растения и животные не создали цивилизации и не продвинулись на пути постижения и познания только потому, что им это не было нужно. Это предназначение человека. Возможно, самое главное в его жизни.
Мир столь совершенен, что в нем предусмотрено изначально все. Он кажется несовершенным тем, кто несовершенен в силу субъективных причин сам. Но нет пределов совершенствованию. В природе полно животных превосходящих мышечной массой любого физически развитого человека, но нет ни одного, способного сравниться с ним силой ума. Это преимущество развивалось постепенно, очень долго по меркам человеческой жизни, однако, если хорошенько подумать к какому удивительному результату в итоге этот долгий путь привел, то он покажется фантастически коротким. Такое сложнейшее устройство как человеческий мозг, и в то же время очень хрупкое и нежное было и остается единственным и универсальным инструментом человека, несмотря на обилие всевозможной техники, изобретенной нами за тысячелетнюю историю. Только благодаря силе ума человек создал вокруг себя целый мир, по своему образу и подобию. Мир, который зависит от человеческого ума, от его способностей и возможностей. Надо только не забывать одного - чтобы сформировался мозг в его настоящем виде, понадобилось 4 миллиарда лет эволюции. Есть о чем задуматься нажимающему на курок пистолета.
@темы: размышлизмы