Ты заходи, если что. (с)
Мне наконец-то удалось приступить к сканированию своей старой дипломной работы. Пока что только введение готово. Но лиха беда начало. Со временем отсканирую и остальное. Из-за сложностей в выкладывании (вследствие обилия примечаний), текст размещается в комментариях.
читать дальше
читать дальше
По сагам видно, что монахи широко пользовались правом проклинать тех, кто оскорблял их или поступал с ними несправедливо.
В той же саге "Борома" аббат Адамнан присылает через одного из своих клириков королю Ирландии приказ лично явиться к нему на встречу. Но король, увлечённый игрой, отказывается выполнить требование монаха. Тогда тот обещает в ответ проклясть его детей, внуков, всех родичей, а также укоротить его жизнь35 и навеки лишить прощения Господа36. Епископ Кайрнех проклинает замок короля и лично готовит ему могилу за его непослушание37.
Из-за страха ли перед проклятием или из уважения к учёности, мудрости клириков, обладавших могущественным знанием, недоступным никому другому в обществе, в котором процветала вера в магическую силу слова и была жива традиция почитания учёности, но в целом к монахам относились достаточно почтительно. Хотя не без учёта особых заслуг клириков, не без учёта их веса в обществе. То есть и по отношению к духовному сословию была задействована система статусов, принятая в обществе. И если с некоторыми, простыми служителями церкви могли не считаться, то других, признанных святыми, почитали и уважали.
Так, некоторых клириков сажали по правую руку от короля38, что было выражением признания достоинства в Ирландии Раннего Средневековья. Такой почести удостаивались только благородные.
Но в тоже время, если король призывал к себе монаха или епископа, они являлись по первому зову39. Король мог поручить им отправиться посланниками к другому королю40 или возложить обязанность скрепить союз, заключённый с другим королевством41.
Как более благородный, король мог оскорбить клирика42 и не подчинялся ему, хотя мог послушаться епископа под угрозой проклятия43.
Сами клирики ничего не имели против языческих обычаев и при заключении различных соглашений между кланами использовали их44. Следуя традициям общества, они боялись стыда, позора, унижения в соответствии с "культурой стыда", ориентировавшей личность не на внутренний самоконтроль своих поступков, а на поиск одобрения их со стороны внешнего окружения45. Святой Моллинг, устыдившись унижения, проклинает сына короля Финнахты46. Он ищет подтверждение своему статусу в обществе во внешних знаках внимания, оказываемых ему, и, не находя их, мстит за оскорбление.
35 Там же.
36 Там же.- С. 191.
37 Исландские саги. Ирландский эпос. - С. 680.
38 Предания и мифы... - С. 188.
39 Там же.
40 Там же.
41 Там же.-С. 183.
42 Там же.-С. 181.
43 Там же.-С. 190-191.
44 Предания и мифы... - С. 183; Исландские саги. Ирландский эпос. - С. 681. В обоих
случаях при заключении договора клирики смешивают кровь обеих сторон в одном сосуде.
45 Гуревич А.Я. ещё несколько замечаний... - С. 83.
46 Предания и мифы... - С. 189.
Но на все эти языческие предрассудки уже накладывается мощный пласт христианских ценностей, который и отличал монашество от остальной части населения Острова. И в сагах монахи предстают особым народом, особым племенем среди прочих племён. Многократно подчёркивается, что христиане - это верный народ всемогущего правителя57, люди божьи в противовес язычникам, называемым людьми Племён Богини Дану58. А монашеские общины в Ирландии называют не иначе, как "племенем монахов"59 или "племенем святого"60 или просто "святыми"61. Были святые Улада, святые Лейнстера62. В каждом королевстве проживали святые или добродетельная братия63.
Получается, что в раннесредневековой Ирландии кроме противопоставления её на различный племена и кланы существовало ещё и разделение на христиан, воспринимаемых как особый народ, и на остальных, полуязычников. Это подтверждается существованием такого выражения, как "Бог монахов"64, и сообщением о короле, который как в нечто особенное веровал в Святого Патрика65. Существовало представление и о том, что Бог христиан так всемогущ, что способен проклясть всех языческих богов66.
Монахами осуждалась гордыня тех, кто не признаёт Бога67. Они провозглашали, что счастливым может быть только тот, кто исполняет волю Бога68. То есть способ достижения счастья клирики видели в исполнении воли Бога. Они до такой степени верят в могущество Христа69, что не совершают никаких действий, не полагаясь на Божью волю70. Они и чудеса вершат только по воле Божьей, и этим их чудеса как раз и отличаются от колдовства71.
47 Там же.- С. 180.
48 Там же.- С. 191.
49 Там же.
50 Там же. - С. 91.
51 Там же.- С. 180.
52 Там же. - С. 99.
53 Там же. - С. 90.
54 Любарт М.К. Бретонцы Франции // Этнические меньшинства в современной Европе. -
М., 1997. - С. 273. Очень важно и то, что потусторонний мир для кельтов был источником
знания [Калыгин В.П. Язык древнейшей... - С. 18], а знание и мудрость ценились в
ирландском обществе.
55 Этне из саги "Воспитание в Домах Двух Чаш" сравнивает небеса с прекрасным краем,
где живёт добрый народ Господа. См.: Предания и мифы... - С. 100.
56 Предания и мифы... - С. 178.
57 Там же. - С. 95.
58 Там же. - С. 96.
59 Сокольский С. Указ. соч. - 1882. - №9. - С. 26.
60 Там же. -С. 25.
61 Предания и мифы... - С. 188.
62 Там же.- С. 183.
63 Там же.- С. 189.
64 Исландские саги. Ирландский эпос. - С. 681.
65 Предания и мифы... - С. 109.
66 Там же. - С. 90.
67 Там же.
68 Калыгин В.П., Королёв А.А. Введение в кельтскую... - С. 119.
69 Предания и мифы... - С. 95, 99.
70 См. многочисленные примеры этого в сагах: Предания и мифы... - С. 97; Исландские
саги. Ирландский эпос. - С. 705, 716.
71 Гуревич А.Я. Средневековый мир... - С. 55.
Христиане вовсе не отрицали магию, они верили в её реальность73. Магия составляла неотъемлемую часть повседневной жизни, социального поведения масс населения74. Веру в чудеса разделяли все: от простой крестьянки до епископа75. Григорий Гурский верил в гадания по небесным светилам, в предсказания по кометам, в гадания по птицам, веря, что пение их предсказывает будущее, и что голубка Божья слетает, чтобы указать на избранного76. Магическое отношение к миру было важной чертой мировоззрения людей той
эпохи77.
Не избежало веры в чудеса и рядовое монашество. Другое дело, что веруя в магию, клирики по-другому трактовали происходящие чудеса, знамения и пророчества, выступавшие ни чем иным, по их мнению, как Промыслом Божьим, цель которого - научить человека страху и дать ему надежду78.
Для монашества христианство было могущественным учением, способным творить такие чудеса, которые не по силам языческим богам79. А творить их уполномочены лишь святые, одобренные церковью80. В понимании же простых людей, христианство - это всего лишь ещё одна возможность, помимо колдовства, добиться исполнения желаний, ещё одно средство облегчить себе жизнь81.
Клирики из саг совершают чудеса подобно друидам, чудотворцам прошлого. Святой может окутать врагов туманом82; прогнать дракона в озеро83; погрузить языческих идолов по самую шею в землю84; изгнать демонов из долины, разбросав по ней прах другого святого, жившего лет за сто до этого85; воскресить мёртвого86. Может наделить чудесными свойствами плащ, так что король, носящий его, остаётся невидимым в любом сражении87. Но, в отличие от чудотворцев язычества, монахи свои чудеса творят лишь помолившись Господу или призвав в поручители Троицу или Четыре Евангелия Господа88.
На основе саг можно воссоздать следующий образ монаха. Это обязательно образованный человек. По крайней мере, он должен был уметь читать Псалтырь89 с тем, чтобы впоследствии обучать чтению других90.
72 Предания и мифы... - С. 191.
73 Февр Л. Иконография и проповедь христианства // Февр Л. Бои за историю. - М., 1991.
- С. 413.
74 Гуревич А.Я. Народная культура... - С. 48.
75 Гуревич А.Я. Из истории народной... - С. 173.
76 Февр Л. Иконография... - С. 400.
77 Гуревич А.Я. Народная культура... - С. 46.
78 Дюби Ж. Указ. соч. - С. 45.
79 Стеблин-Каменский М.И. Мир саги... - С. 193.
80 Гуревич А.Я. Из истории народной... - С. 173.
81 Стеблин-Каменский М.И. Мир саги... - С. 196.
82 Предания и мифы... - С. 192.
83 Там же. - С. 227.
84 Там же. - С. 276.
85 Там же.- С. 135.
86 Там же.- С. 190.
87 Там же.- С. 186.
88 Там же.- С. 190.
89 Руфин. Жизнь пустынных отцов. - Б.м., 1990. - С. 12. Главной молитвенной книгой иноков был Псалтырь.
90 Предания и мифы... - С. 96.
Отмечая особенности древнеирландского монашества, исследователи обычно указывают на две из них, наиболее примечательные: это, во-первых, необыкновенная привязанность монахов к уединению и аскезе94, а, во-вторых, сопутствующий им дух терпимости и уважения к учёности, в том числе и языческой95.
Ирландцам не была присуща бенедиктинская умеренность. Они были склонны к крайним проявлениям строгой аскезы и суровых постов, которые были введены как обязательные в устав ирландского святого Колумбана96. Этот устав долгое время успешно соперничал во Франкском государстве с уставом Бенедикта Нурсийского97, отличавшемся в вопросе аскетизма мягкостью, вообще свойственной европейскому монашеству, предпочитавшему делу умерщвления плоти и отшельничества физический труд и умственные занятия98.
Поэтому-то современников и поражали долгие молитвенные стояния со скрещенными руками, распространённые у ирландцев. Святой Кевин прославился тем, что семь лет простоял именно так, опершись на доску, ни разу не сомкнув глаз ни днём, ни ночью и не шелохнувшись, так, что птицы свили на нём гнездо99.
Также были распространены купания в ледяных водах с пением псалмов, жёсткие ограничения в пище, когда в монастыре принимали пищу один раз в день и отказывались от вкушения мяса100.
Та же эксцентричность и суровость проявлялась и в покаянии за грехи, когда в качестве наказания мог назначаться пост на длительный срок101, и в приверженности к отшельничеству. Святой Колумба, основавший крупный монастырь Айона на севере Англии, нередко покидал его, чтобы пожить где-нибудь в уединении в лесной глуши, у ручья в хижине или в пещере и предаться одинокому созерцанию и молитвам.
91 Там же.
92 Стасюлевич М. Указ. соч. - 1863. - Т. 1. - С. 545.
93 Предания и мифы... - С. 189.
94 Шкунаев СВ. Герои и хранители... - С. 10; Карсавин Л.П. Указ. соч. - С. 67; Лебек С.
Указ. соч. - С. 187; Ле Гофф Ж. Указ. соч. - С. 120; Аверинцев С.С. Указ. соч. - С. 40; Дюби
Ж. Указ. соч.-С. 33.
95 Шкунаев С.В. Герои и хранители... - С. 10.
96 Ле Гофф Ж. Указ. соч. - С. 115.
97 Стасюлевич М. Указ. соч. - 1863. - Т. 1. - С. 710.
98 Христианство. - Т.1. - С. 195.
99 Ле Гофф Ж. Указ. соч. - С. 115.
100 Там же. - С. 120. Следует учитывать, что ирландцы вплоть до V века н.э. занимались,
в основном, скотоводством и мясо предпочитали растительной пище. У них известно
наказание, заключавшееся в том, что провинившемуся запрещали есть мясо. Поэтому
подобная причуда свидетельствует об очень суровом аскетизме ирландских монахов. См.:
Безрогов В.Г. Скотоводство в древней Ирландии // Вопросы истории. - 1993. - №7. - С. 174-
175.
101 Сокольский С. Указ. соч. -1882. - №10. - С. 295.
Но главным занятием для клириков оставалось чтение молитв по часам104, наставление и обучение желающих учению Христа каждый день105. Они верили, что покаяние перед смертью обеспечивает пощаду Бога106, что у дьявола нет власти107 - ведь христианский Бог самый могущественный из всех богов. Пекутся они только о спасении души от мук ада, отмаливая даже закоренелых грешников108. Они готовы защищать и неправедных, если те прибегают к покаянию109. За это монахов и прозвали братьями добродетели.
Монах был обязан воплощать в себе лучшие качества, лучшие черты. А монашество в целом выступало особым образцом совершенства, тяга к которому наблюдалась у ирландцев. Была им близка и атмосфера христианского благочестия110. Если добавить сюда их детскую набожность1" и пристрастие к религиозной традиции112, в результате которой они быстро прониклись идеями спасительного самоотречения и ухода от мира113, то становится ясно, что увлечённость монашеством в Ирландии, удивлявшая своим размахом Святого Патрика114, имела прочные корни.
Эта увлечённость первоначально существовала и в Европе115, однако восторг, религиозная экзальтация и тяга к свободе быстро сменились там насаждением порядка, запрещением всякой личной воли"6, установлением строгой дисциплины117, что было не характерно для Ирландии, как не характерен и типичный для восточного монашества отказ от всяких контактов со светским обществом118. Несмотря на свой аскетизм, ирландские монахи не пренебрегали общением с миром.
102 Карсавин Л.П. Указ. соч. - С. 68.
103 Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. - М, 1982. - С. 60. Это привело к
тому, что были открыты ранее неизвестные европейцам острова в Северной Атлантике. Там
же были созданы первые поселения задолго до прихода туда норманнов. Так были заселены
Гибридские, Шетландские острова и открыты Фареры. См.: Павленко А.П. Указ. соч. - С. 17.
104 Предания и мифы... - С. 97; Руфин. Указ. соч. - С. 12 (по Кассиану).
105 Предания и мифы... - С. 96.
106 Там же.- С. 185.
107 Там же. - С. 91.
108 Исландские саги. Ирландский эпос. - С. 687-688.
109 Гуревич А.Я. Из истории народной... - С. 165.
110 Шкунаев СВ. Средневековая ирландская... - С. 89.
111 Васильевский В. Указ. соч. - С. 157.
112 Филип Я. Указ. соч. - С. 85.
113 Шкунаев СВ. Средневековая ирландская... - С. 89.
114 Шкунаев СВ. Герои и хранители... - С. 8-9.
115 Стасюлевич М. Указ. соч. - Т.1. - С. 427.
116 Там же. - С. 433.
117 Так как тосковали по упорядоченной жизни [Аверинцев С.С. Указ. соч. - С. 40]. Тут
могло сказаться влияние наследия Римской империи. Ирландия же, как известно, под
владычеством Рима не была. См.: Шкунаев СВ. Герои и хранители... - С. 7.
118 Стасюлевич М. Указ. соч. - Т.1. - С. 422. Последнее обстоятельство заставило С.В.
Шкунаева предположить, что многие сходные черты духовной жизни ирландского
монашества и монашества Востока возникли в сходной среде, без всякого прямого
воздействия со стороны [Шкунаев СВ. Средневековая ирландская... - С. 94]. Ведь аскетизм,
презрение ко всему телесному были присущи не только христианству. Стремление к умерщвлению плоти находило выражение во многих раннесредневековых религиозных течениях: гностицизме, манихействе и т.п. Аскетизм, по видимому, был вообще важным элементов раннесредневекового мировоззрения [Стеблин-Каменский М.И. Мир саги... - С. 194-195], но проявлялся он по-разному: и в континентальной Европе, и на Востоке, и в Ирландии.
Ирландский монах сочетал в себе бурного аскета и образованного человека119, чьё подвижничество выражалось в том, что он бесстрашно, в утлой ладье, в скудной одежде, без припасов, но с драгоценными рукописями отправлялся через море на континент120 учить мудрости всего лишь за кусок хлеба и смену белья121.
Поразительное поведение для христианина того времени, особенно если принимать во внимание, что среди христианских добродетелей образованность не числилась122. Но они следовали традиции почитать мудрость и знание, из какого бы источника они не исходили. Клирики Острова не отворачивались от языческого наследия, памятуя наставление, приписываемое самому Патрику - не предавать забвению легендарное прошлое, дабы рассказы о нём могли и дальше поучать и развлекать людей123. И ирландские монахи не только берегли и переписывали рукописи преданий и легенд Острова, но и прекрасно знали Вергилия и Горация, Сенеку и Ювенала, Овидия, Лукана, Персия Флакка и других писателей античности124.
Что же ещё было характерно для монахов Ирландии?
По новым понятиям, возникающим в древнеирландском обществе, клирик - это "сулящий счастье муж", "он несёт сладость"125, "он счастливый слуга Тайлгинна"126, то есть Святого Патрика.
Только монахи имеют право прощать127, обещать вечное спасение128 и даровать райское блаженство129. Они обладают правом на благословение и доброе напутствие130. Могут испросить у Господа победу для короля131.
Клирикам нельзя было отказывать в просьбах, попрекать их, посягать на храм и часовню, чтобы не лишиться Господней благодати132. За услуги их щедро одаривают133, веря, что за доброту к монахам можно попасть в рай134. И монахи поддерживают эту веру, так как она облегчает им сохранение социального статуса в обществе, заботу о котором они проявляли,
119 Карсавин Л.П. Указ. соч. - С. 68.
120 Добиаш-Рождественская О.А. Указ. соч. - С. 189.
121 Стасюлевич М. Указ. соч. - 1864. - Т.2. - С. 94. Об искусном человеке, продающем
свою честь и дух за платье и пищу говорится в саге "Разговор двух мудрецов". См.: Предания
и мифы... - С. 246.
122 Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. - М., 1989. - С.
172.
123 Шкунаев С.В. Герои и хранители... - С. 14.
124 Карсавин Л.П. Указ. соч. - С. 68; Уколова В.И. Указ. соч. - С. 173.
125 Предания и мифы... - С. 96.
126 Там же. - С 97.
127 Там же.- С 192.
128 Там же.- С 190.
129 Там же.- С. 184.
130 Исландские саги. Ирландский эпос. - С. 680-681.
131 Предания и мифы... - С. 186.
132 Там же.- С. 185.
133 Там же.- С. 192.
134 Там же.- С. 185.
Эта двоякость в менталитете ирландского монашества привела к тому, что ценности их родового общества, сохраняемые и разделяемые ими, отличали его от монашества континентальной Европы, а ценности христианства, которыми клирики старались руководствоваться в жизни и которые проповедовали среди населения, отличали их от остального населения Острова. Остро чувствуя свою необыкновенность, отмечая её положительные и отрицательные черты, они должны были искать вовне (по законам "культуры стыда") обоснование своего исключительного положения и признания другими своих достоинств. Они должны были стремиться самоутвердиться; и цель эта в итоге была осуществлена ими за счёт достижений в деле сохранения культурного наследия античности. Помощь в этом им оказали особенности менталитета, те стереотипы, которые и послужили основанием для их исхода на континент.
135 Карсавин Л.П. Указ. соч. - С. 67; Шкунаев С.В. Средневековая ирландская... - С. 89.
136 Шкунаев С.В. Герои и хранители... - С. 10.
137 Дюби Ж. Указ. соч. - С. 33.