читать дальше История – это следствие жизнедеятельности человечества.
История помогает оценить потенциал возможностей. История - это шкала, по которой можно измерить пройденный путь, это лупа благодаря которой видны мельчайшие недостатки достигнутого нами, это зеркало, в котором мы видим собственное отражение, отражение того, какие мы в данный момент. Занимаясь изучением истории, человек глядит на себя в зеркало. Один больше уделяет внимание своему носу, другой глазам, кому-то не нравятся собственные брови, кто-то от них в восторге. Есть, конечно же, и те, которым не важно как они выглядят. И если даже они посмотрят случайно на себя в зеркало, то тут же забудут как выглядят. Все это и порождает разнобой мнений. Для кого-то история мельница, которая все перемелет, для кого-то игра. Кому-то она настольная книга и основополагающий закон. Но любое мнение – важная составная часть единого исторического процесса, единого исторического портрета.
Отсюда польза истории как инструмента, наиболее точно фиксирующего процессы, происходящие в сознании, движения и развития его, психологические процессы. Так что история - это еще и фотография, фотография нематериального, незримого, часто не имеющего физической формы. История – это еще один способ понять кто мы и куда мы идем. Благодаря тому, что историей зафиксировано в определенной форме прошлое, мы имеем возможность анализировать его и сравнивать с тем, что имеем сейчас. Само по себе прошлое мертво, и в нем нет ничего полезного, но когда мы начинаем изучать его, то оно превращается в орудие нашего собственного познания, в нечто исключительно ценное по своей природе, в то, что заставляет нас не только задуматься о настоящем и попробовать изменить будущее, но и взглянуть на себя со стороны. Нынешняя тоска по альтернативной истории – это признак недовольства человечества собой, своим пройденным путем. Это характерно для человека – оглядываться и оценивать свой жизненный путь, и после сожалеть об упущенных возможностях. И это признак взрослости. Признак достижения человечеством определенного рубежа в своем развитии. Нам уже не кажется, что тот путь, который мы прошли, был единственно верным, правильным, мы начинаем понимать, что существует великое множество путей и то, какой мы выберем на следующем перекрестке изменит все, так что мы не имеем права на ошибку. Отсюда каждая историческая работа – это не просто отражение достижений и представлений определенного индивидуума, это фиксация состояния общества, на данный конкретный момент: его тенденций, его потенциала, его развития. Эти работы показывают то, что занимает умы, какие ставятся проблемы и как они решаются. Это своеобразный томографический снимок. По ним можно поставить диагноз не только обществу, в котором они были созданы, но и даже человечеству.
Об истории как форме самопознания и самосознания общества писали неоднократно со времен Гердера, но до сих пор эта тема не исчерпала себя и продолжает сохранять актуальность. Главное не то, что когда-то происходило, не сами факты, главное - их интерпретация, показывающая, по сути, к чему мы пришли, какими мы стали, что мы ценим, каковы наши идеалы, представления. История предоставляет богатейший материал для анализа действительности, исследования нас самих путем сравнения и сопоставления того, что было с тем, что есть, в этом ее сила, ее польза.
З.Ы. Отрывок из опубликованного
Очень интерестно.
Гердера я не читала((
Теперь буду в курсе откуда ноги растут у всяких критических философий истории.