вторник, 18 сентября 2007
В моем системном блоке подозрительно застучал кулер то ли на процессоре, то ли на видеокарте. Пришлось компьютер немедленно отключить. Но ложиться рано спать не хотелось. В результате от нечего делать я написала это маленькое изыскание.
читать дальшеМифологическое начало в TNG проявляется, прежде всего, в противостоянии двух знаковых фигур сериала – капитана Пикарда и Кью. Антагонизм их своими чертами напоминает противопоставление культурного героя и трикстера в мифах, распространенное среди многих древних культур.
Капитан Пикард – яркое воплощение культурного героя, положительного персонажа, стоящего на страже законов упорядоченного мира. Как культурный герой он символ порядка, творцом которого сам же и является и поэтому неизбежно противостоит всему хаотическому, неструктурированному, неупорядоченному, стихийному, то есть собственной противоположности, воплощением которой и выступает трикстер в лице Кью. По этой причине Пикард представляет собой образец законопослушного и дисциплинированного офицера Звездного Флота, строго следующего правилам, инструкциям, директивам, Уставу. Для него – они основа порядка и единственное оружие в борьбе против хаоса, способного (и стремящегося) разрушить существующий мир.
Кью – антипод Пикарда. Пикард наоборот. Он одновременно комический и демонический персонаж. Плут-озорник, однако прибегающий к трюкам не для развлечения, а для достижениях определенных целей. Для трикстера характерно стремление нарушать правила, запреты, имеющие самодовлеющую общественную ценность, характерна свобода поведения, не признающая никакого этикета во взаимоотношениях. Отсюда нарочитая фамильярность и полное пренебрежение к принятым условностям.
Но трикстер не только отрицательный вариант культурного героя, он еще и представитель иного мира, мира несхожего с миром людей, противоположного ему во всем, «изнаночного» по отношению к нему. В мире «изнаночном» все неправильное, с точки зрения мира упорядоченного, является правильным. Там сломанное оказывается целым, правое и левое меняется местами. То есть в нем не действуют законы и правила, естественные и обязательные для нас. В этом мире нет понятия времени, либо оно течет по-другому. В нем нет войн, смерти и болезней. В нем заключено абсолютно все, что можно найти в мире посюстороннем и даже более того, так как именно из него все и было создано. Он источник изобилия, в который непросто попасть, но который способен оказывать воздействие на мир живых/людей. И как представитель этого своеобразного мира, трикстер неизбежно противоположен культурному герою. По этой же причине он не подчиняется правилам чужого мира, для него не существует табу и по этой же причине его поведение нельзя рассматривать заведомо злонамеренным. Оно не анормальное. Оно иное. Сама инаковость как раз и служит признаком причастности к потустороннему миру, многими своими чертами напоминающему Q-континуум, чьи законы и логика противоречат законам и логике мира людей.
Своими комическими качествами трикстер тождественен шуту, носителю «иной» мудрости. Шут – это ипостась трикстера и потому фигура сакральная. Из-за своей принадлежности к «изнаночному» миру, он мог исполнять функцию проводника по царству мертвых для своего двойника и alter ego – культурного героя. И именно этим он и занимается в серии «Гобелен» когда встречает Пикарда после его смерти и ведет тропой воспоминаний, легко манипулируя пространственно-временным континуумом (ведь в мире потустороннем все не так как в мире живых). Будучи носителем комического начала трикстер/шут обладает даром прогонять смерть при помощи смеха. Сила магии смеха была такова, что могла возвращать мертвых к жизни. Не случайно в конце серии Пикард вернувшись в мир живых, громко смеется. В обоих случаях именно смех прогоняет смерть.
Несмотря на то, что на первый взгляд, Кью стремится уничтожить порядок, нарушая правила и запреты обязательные для мира людей, и Пикарду в столкновении с ним приходится быть защитником упорядоченного мира Федерации от вторжения стихийных сил воплощением которых и предстает Кью, на самом деле только вместе они представляют собой цельную личность и их различия составляют две стороны одной сути. Их столкновение – борьба двух начал без которых невозможно существование посюстороненнего мира. Недаром культурный герой и трикстер в ряде мифов оказываются либо братьями-близнецами, либо одной и той же личностью. К образу Кью несомненно наиболее близок Локи из скандинавской мифологии, кровный/молочный брат бога Одина, первого культурного героя, создавшего небо, землю, людей, то есть приложившего руку к созданию порядка из хаоса. Локи явный двойник и антипод Одина. Среди богов-асов он прославился как величайший обманщик, за что заслуженно получил прозвище «бога лжи» (под тем же именем Кью был известен в одном из миров, о чем мы узнаем в серии DS-9: Q-less). Он то и дело попадал в переделки, но во всех своих неприятностях обычно был виноват сам. Если прибавить к этому способность Локи легко менять свой вид, способность превращаться во что угодно – аналогия с Кью будет очевидной.З.Ы. Хотела этот же текст разместить в ЖЖ, но из-за вражды между дайри и ЖЖ развернувшейся в моем компе сие оказалось невозможно (вернее мне лень менять настройки безопасности).
З.З.Ы. Преодолела лень и все-таки разместила.
@темы:
размышлизмы,
Стартрековское
Домо аригато!
А мне почему-то с первых строк подумалось о Локи, а потом смотрю, Локи
Не знаю уж, что у тебя за трудности с настройками безопасности... но я тоже вечно мучаюсь, когда хочу разместить пост из одного дневника - в другой. Обычно я перемещаю из ЖЖ в дайри и в результате получается что-то странное - пропадают промежутки между словами, текст сбивается в узкий столбик
У меня с настройками ориентированными на дайри в ЖЖ текст не размещается вообще.
Когда-то занесла этот текст в цитатиник, чтобы прочитать после того, как ознакомлюсь с ТНГ. И забыла
Чудесные выкладки. Трек вообще очень мифичен
Трек вообще очень мифичен
Да.
Я перепощу в к себе? Подумала, что надо на КОН замутить семинар, а то я давно уже не читала ничего
Буду цитировать!
Конечно.
Спасибо!